Разделы
Материалы

Война "землекопов"

Харьков в ожидании больших перемен. Гибель Евгения Кушнарева очевидно ослабила позиции местного «бело-синего» лагеря. Что дальше? А дальше у местного политикума есть выбор: худой мир или война до победного конца. Вот только победа может оказаться пирровой

Кто кого закопает
Так в свое время Евгений Кушнарев определил свой конфликт с "оранжевым" губернатором Арсеном Аваковым. Еще накануне выборов-2006 Кушнарев пообещал, что, получив большинство в областном совете, Партия регионов выразит Авакову недоверие. И слово сдержал. 3 июня прошлого года Харьковский облсовет проголосовал за недоверие губернатору. За процессом Евгений Кушнарев наблюдал лично. Результат — больше двух третей депутатских голосов "за" — означал неминуемую отставку главы облгосадминистрации. Но Аваков остался на посту. Объявив, что рассмотрение вопроса и голосование проходили с нарушениями (в сессионной повестке не было пункта о недоверии, депутаты-"регионалы", получив бюллетени, шли не в кабинку для голосования, а спускались в другое помещение и т.д.), Аваков обжаловал решение сессии в суде. Суд первой инстанции он проиграл, второй — выиграл. Отправить строптивого чиновника в отставку не помогли ни голодовка, объявленная местными депутатами, ни увещевания парламентариев-"регионалов", прибывших из столицы на подмогу, ни давление со стороны ставшего премьер-министром Виктора Януковича. В Партии регионов убеждены: Арсен Аваков до сих пор в губернаторском кресле исключительно благодаря своим хорошим отношениям с Петром и Ярославом Ющенко, братом и племянником Президента.

Самого же Виктора Ющенко глава облсовета, "регионал" Василий Салыгин просил выступить арбитром в противостоянии между губернатором и местным депутатским корпусом. Президент ответил в традиционной иносказательной манере: "Для меня харьковский инцидент заключается в одной фразе, которую я услышал от определенных людей, и суть была такая: "Вы знаете, Виктор Андреевич, у нас земельный вопрос — или я его закопаю, или он меня". Для меня это позор, не должна вся Харьковщина стоять вверх ногами перед "землекопами". Поэтому я делаю паузу только для того, чтобы мы вместе разработали план действий, "дорожную карту", как выходить из этой ситуации".

Дело было 1 ноября. На следующий день губернатора, председателя облсовета и мэра Харькова пригласили в секретариат Президента. До чего договорились — доподлинно неизвестно, но вопрос об отставке губернатора в облсовете больше с тех пор не звучал. Зато судебная тяжба продолжается. В минувшую среду Высший административный суд признал отставку Авакова законной. Последний намерен обжаловать это решение в Верховном Суде.

"Нам здесь жить" — нам здесь жутьТак местные острословы переделали предвыборный слоган городского головы Михаила Добкина. Будучи еще кандидатом на этот пост, он обещал навести порядок, и сразу после выборов вместе с секретарем горсовета Геннадием Кернесом (в 2004 г. — организатор местного "оранжевого майдана") развернул бурную деятельность. Они во всеуслышание объявили войну киоскам на центральных улицах и магистралях, чересчур обильной наружной рекламе, пообещали разобраться с игровыми автоматами, отменили и приостановили действие ряда разрешений на строительство, выданных предыдущим горсоветом. Начавшиеся было акции протеста киоскеров и застройщиков быстро утихли. Большую часть "малых архитектурных форм" все равно снесли, а застройщики постарались найти в себе силы для достижения компромисса с новой властью, не склонной к церемониям. Она делает то, что считает нужным. И с ней особо не поспоришь. Ведь в горсовете у "регионалов" твердое большинство, выступать против — только впустую тратить время. И деньги.

Среди публичных деятелей, желающих называться оппозицией к городской власти — ровно один: Владислав Протас. Он — совладелец торговой группы Target (в список запрещенных строек попали и два участка в центре города, принадлежащих этой компании). Но предпочитает позиционировать себя как лидер общественной организации "Городской доZор" и борется с мэром и его соратниками так же, как они когда-то с прошлой городской властью: разгромные статьи в газетах, разоблачающие сюжеты на телевидении по поводу и без повода, а также война в придачу. Сегодня Протас обвиняет мэра Добкина в необоснованном повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, как в свое время Добкин обвинял прежнего мэра Владимира Шумилкина в необоснованном повышении квартплаты.

Протас уже полгода пытается организовать референдум по вопросу недоверия городскому голове, но пока безрезультатно. Сначала собрания инициативных групп несколько раз срывались, как утверждает Протас, не без помощи секретаря горсовета. А после того, как собрания все-таки прошли, исполком стал игнорировать все обращения заявителя, отказываясь регистрировать инициативные группы по сбору подписей в поддержку референдума.

Геннадий Кернес называет затею с референдумом "блефом и инсценировкой". Любопытная деталь: городские власти и оппозиция избегают общения напрямую. Всеми обвинениями и комментариями они предпочитают обмениваться заочно, через прессу. В журналистских кругах гуляет байка, будто на настойчивые попытки зазвать оппонентов вместе в прямой эфир Кернес ответил: "Протас мне неинтересен, кто он такой? Это же я, только десять лет назад". Политическая биография Кернеса действительно началась десять лет назад. И тоже с оппозиции. А в прямом эфире Протас с Кернесом встретились лишь раз. Но диалога не получилось. Сразу же после вступительного слова Протас покинул студию, не дожидаясь выступления оппонента. Примечательно, что старший брат главного харьковского оппозиционера трудится советником и у губернатора, и у главы облсовета.

"Ментовский" и криминальный
На заре украинской независимости здешнюю милицию считали всесильной, а Харьков называли "ментовским". Но местная власть по этому поводу особо не переживала. "Я страшно рад, что Харьков называют "ментовским", а не бандитским городом. Пусть и дальше так называют", — заметил как-то Евгений Кушнарев.

Нынче же в криминальной хронике то и дело мелькают фамилии Геннадия Кернеса и других городских чиновников: подозрения во взяточничестве, угрозы, взрывы, покушения — мнимые и настоящие.

И городская власть, и оппозиция едины лишь в одном: "В Харькове нет милиции". Но Михаил Добкин обвиняет правоохранителей в исполнении политического заказа. А Владислав Протас — в бездействии. В середине декабря "мирный митинг" с участием городских властей против строительства супермаркета Target закончился сносом забора и массовой дракой. Кадры, снятые в тот день на улице Клочковской, по несколько раз показали все местные телеканалы: один начальник управления командует техникой, другой — угрожает парню, снимающему происходящее на видео, секретарь горсовета запрещает милиции вмешиваться, а люди в белых перчатках избивают ногами тех, что без перчаток. Говорят, что эти полумистические белые перчатки на руках нападавших имели вполне рациональное объяснение: они помогали отличить в массовке "своих" от "чужих", а также замаскировать кастеты. В результате, по данным правоохранительных органов, пострадало 28 человек. Эти кадры демонстрировали даже в Верховной Раде.

После этого инцидента уголовные дела возбудили и МВД, и прокуратура, и СБУ. Причем последняя — по статье "организация массовых беспорядков". За всю историю независимой Украины это второй случай, когда дело возбуждается именно по этой статье. Первый был во времена "Украины без Кучмы" — после событий 9 марта под зданием администрации Президента.

Один из обвиняемых в организации драки Юрий Вертель был задержан. Остальные объявлены в розыск. Однако 23 января областная прокуратура объявила о закрытии дела. "Когда мы наблюдали эти события по телевидению, можно было сделать вывод, что главными организаторами этого побоища являются должностные лица горсовета. Но есть презумпция невиновности, нужно доказать, что это так и было. Правоохранительные органы этого не доказали", — пояснил прокурор Харьковской области Василий Синчук. По мнению же главы областного управления СБУ Андрея Мухатаева, дело, которым занимались его сотрудники, закрыли преждевременно.

Обстановка в городе накаляется с каждым днем. Заголовки новостей интригуют: "Геннадий Кернес задержал сотрудника СБУ", секретарь горсовета заявляет, что "за ним ведется слежка", а по словам начальника СБУ "мэр Харькова вводит харьковчан в заблуждение".

По городу поползли слухи о грядущей отставке секретаря горсовета. Недавно Арсен Аваков сказал, что фракция "Нашей Украины" будет поднимать этот вопрос на сессии. Но не факт, что он будет внесен в повестку дня. Чтобы добиться желаемого результата, "нашеукраинцам" необходимо заручиться поддержкой остальных фракций, в том числе и "регионалов". В случае отставки секретаря можно будет спрогнозировать и будущее харьковского политикума. Положительное голосование — мир. Отрицательное — продолжение войны. Войны, в которой харьковчане не могут выиграть по определению. Потому что, кажется, это все-таки не их война.