Разделы
Материалы

Футбольный концертмейстер

О Вадиме Рабиновиче в последние годы стали забывать. Но этим летом президент Всеукраинского еврейского конгресса вышел из тени, купив столичный ФК «Арсенал». В свободное от футбола время бизнесмен создает инвестфонды, развивает информационные сайты и поднимает туризм в Камбодже

Сюрпризы за $10 млн.
— Сейчас ваше имя на слуху в связи с покупкой футбольного клуба "Арсенал". Но до этого вы долго находились в тени. Надоела публичность?
— Я довольно долго был публичен, но потом понял: это глупость и удобнее всего, когда тебе не морочат голову. Для того, чтобы обо мне забыли, я потратил немало средств.

— Говорят, что, несмотря на отсутствие заявок на аукционах, купить "Арсенал" хотели немало известных людей. Что вам об этом известно?

— После того, как я купил клуб, мне позвонило человек сорок со словами, что они буквально завтра тоже собирались его купить. Стало понятно, что у нас все все могут, только задним умом. А купить половину клуба мне никто не предлагал. Зато звонили с предложениями помочь бескорыстно.

— Вряд ли вы собираетесь зарабатывать на продаже билетов на футбол. Возможно, в нагрузку к клубу город гарантировал строительство стадиона под Евро-2012, который потом будет передан "Арсеналу"?

— У нас в Украине есть такая болезнь — все боятся, чтобы кто-нибудь что-нибудь не заработал. Так вот: на строительстве стадиона заработать нельзя. Когда я слышу: "Он купил клуб, построит стадион и, наверное, что-нибудь на этом заработает" — мне смешно. На стадионах не зарабатывают. Моя задача — помочь "Арсеналу" стать серьезной командой высшей лиги. А вопрос стадиона я ни с кем не обсуждал и по сегодняшний день не могу понять, как намерены поступить власти города: их мнение меняется чуть ли не в связи с погодой! Строительство стадиона стоит около 300-400  млн. евро. Если его построят за бюджетные деньги, я буду только счастлив. Пока Киевсовет этой проблемой совсем не озабочен. Но если они все же додумаются взять себе финансового партнера и облегчить нагрузку на бюджет, то мы готовы рассматривать такое предложение.

— "Мы" — это вы и Александр Лойфенфельд, председатель набсовета банка "Синтез", занявший 76-е место в рейтинге Фокуса "100 самых богатых украинцев"?

— Да. Мы с ним совладельцы клуба на паритетных началах. Он ведет вопросы финансов, в которых я ничего не понимаю. А я буду умничать и заниматься генеральной ревизией.

— Сколько на данном этапе вы потратили на "Арсенал", со всеми долгами, платой городу?

— Этого еще никто до конца не знает. Мы и долгов никаких еще не платили — а уже потратили большие деньги. Клубу же постоянно нужны то автобус, то мячи, то футболисты… По нашим прикидкам, бюджет клуба в этом году превышает $10  млн. К тому же, по странной случайности, в тот день, когда я купил клуб, у семи игроков закончились контракты, поэтому нам надо покупать новых футболистов. Наши траты несопоставимы с другими клубами — у нас попросту ничего нет!

— Если вам не жаль этих денег — вы чего-то ожидаете от команды?

— Ожидаю сюрпризов. Я думаю, команда должна занять в украинском чемпионате любое из почетных мест — с первого по четвертое. Если не попадет в еврокубки, значит, не выполнила свою миссию. А еще ожидаю открытой, веселой и доброй игры. Молодежи не хватает именно доброго футбола. Те же динамовские болельщики ассоциируются с грубой физической силой, у которых болеть за команду значит драться и кричать. Вот я и хочу попытаться создать вокруг команды такую обстановку, когда на стадион будут ходить не "качки", а люди, преданные футболу. Моя задача превратить футбол в концертное зрелище.

— Каким образом вы собираетесь это сделать?

— Проблема в том, что сейчас в футболе все "большие специалисты". А я, как неспециалист, посмотрел на это все незамыленным взглядом и понял, что нужно. Сейчас мы работаем со студентами. Я сам несколько раз ездил по институтам, общался с молодежью — с их помощью мы будем создавать фан-клубы.

— Не так давно почетным президентом "Арсенала" стал экс-мэр Киева Александр Омельченко. Какую роль в клубе он играет сейчас?

— К Александру Александровичу я отношусь уважительно. Но в клубе президент один и по четным и по нечетным — это я.

От Кубы до Камбоджи

— Ваш медийный бизнес, компанию Media International Group (МИГ), ждут перемены? Продавать не будете?
— Будем очень сильно реконструировать. На сегодняшний день имеет место неутешительная статистика: у всех печатных изданий падают тиражи. Уже сейчас наблюдается тенденция, когда большинство новостей узнают онлайн — это позволяет быть в курсе последних событий более оперативно. Поэтому основные усилия мы направим на развитие сайтов, в частности, mignews. com, но и наши печатные издания пока тоже будут существовать. Правда, я очень серьезно думаю над тем, чтобы сократить наше присутствие в печатном виде.

— Уходить в формат телевидения или радио нет желания?

— У меня это все уже было давно. Я занимался развитием и "1+1" и ОТV, который по сей день остается моим каналом. Вместе с ребятами владел радиостанцией SuperNova. Сейчас мне это уже неинтересно, надо идти вперед, не оглядываясь назад. Меня интересовало интернет-телевидение, но, к моему удивлению, оно не стало популярным.

— Какой бизнес есть у вас сейчас помимо медиа и футбола?

— Я не бизнесовый человек и очень мало этим занимаюсь, как бы странно это ни звучало. А пресса, как и футбол, — скорее хобби. На безбедную жизнь я зарабатываю на западных рынках ценных бумаг. Причем весьма успешно. Кроме того, у меня есть различные интересы в разных зарубежных компаниях. Но это, скорее, связано с акционерным капиталом, чем с реальным бизнесом.

— Это какие-то инвестиционные фонды?

— Да, с инвестиционными фондами мы работаем весьма продуктивно. Есть, например, ряд удачных проектов в Украине и в Москве — просто наше участие в них не афишируется. Еще интересуемся туристическим бизнесом на Кубе. Немножко работаем в Камбодже. Главное для бизнесмена — найти нетрадиционные точки приложения ума и капитала, этим я, собственно, и занимаюсь.

— Камбоджа — действительно очень нетрадиционно. Что вы там делаете?

— Страна довольно привлекательна для развития туристического бизнеса, вот мы и интересовались такой возможностью.

— Во сколько вы сегодня оцениваете ваше состояние?

— Это очень плавающая цифра. Я никак не оцениваю свой бизнес, потому что не собираюсь его продавать. Мне хватает.

— Вы — ключевая фигура среди украинских евреев. Чем вы занимаетесь на должности президента Всеукраинского еврейского конгресса?

— Всем занимаюсь. Но самая главная задача — поддерживать дружеские отношения с другими лидерами духовного мира. У меня, к примеру, очень хорошие отношения с Владимиром (Патриарх Украинской православной церкви — Фокус) и много наград от православной церкви.