Разделы
Материалы

По следам князя Владимира

На Старокиевской горке, возле фундамента Десятинной церкви предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата Владимир освятил построенную в рекордные сроки часовню. Скорее всего, теперь здесь начнется возведение нового храма, а это значит, что последние следы былого величия Киевской Руси могут исчезнуть навсегда

Старокиевская горка на правом берегу Днепра была центром древнего Киева. Эта территория с незапамятных времен принадлежала славянам, но в середине ІІІ в. их стали вытеснять пришедшие со стороны Балтики племена готов. Именно они на Днепре (предположительно — на Замковой горе) построили свою столицу — Данпарстад.

Самым известным из готских королей был Германарих: истребив многие славянские городища, он дошел до Дуная, а вскоре вторг­ся в пределы Римской империи, чем серьезно пошатнул ее могущест­во. Историк древности Йордан так описывал покорение славян: "Германарих направил войско против венетов (название славян у древних авторов — Фокус). Последние, хоть и достойны презрения из-за слабости своего оружия, однако, могущественные количеством, пытались защищаться. Но ничего не стоит большое количество неспособных к войне, особенно в том случае, когда и Бог помогает и множество вооруженных наступает".

В конце IV в. готов выгнало пришедшее с Востока тюркоязычное племя гуннов, с которыми славяне, по всей видимости, заключили военный союз.

Один из вождей славян Кий в V столетии на Старокиевской горке основал город и назвал его своим именем — Киев. По преданию, полис помогали строить братья Щек (на древнеславянском — змей, мудрый) и Хорив (или Хорей — красноречивый), и их сестра Лыбидь (красавица).

Раскопки показали, что город Кия был возведен по всем правилам военной науки и градостроительст­ва того времени. С трех сторон его защищали неприступные склоны, с четвертой — ров до четырех метров и высокий вал.

В начале ХХ в. археологи обнаружили здесь языческий храм с алтарем, печи, кузницы, хозяйственные и жилые постройки. В случае осады город мог существовать автономно долгое время. Остатки святилища Кия и ныне можно видеть на Старокиевской горке. Не исключено, что именно здесь освящали свои мечи древнеславянские воины.

Крестом и мечом
Со временем Киев разрастался, хотя немало воды утекло, пока он занял земли вокруг своих "семи холмов", главным из которых оставалась Старокиевская горка. На этой пяди земли были открыты остатки четырех каменных дворцов, принадлежавших славянским вождям, княжне Ольге, князю Владимиру. Здесь же в 989-996 гг. по приказу князя Владимира была воздвигнута первая на Руси каменная церковь Богородицы, или — Десятинная.

Ее появление во многом драматично. В 988-м Владимир решил взять стратегически важный византийский город Корсунь, более известный как Херсонес (на территории нынешнего Севастополя). По легенде, войска Владимира долго не могли подступиться к Корсуню, пока из-за стен не прилетела стрела с запиской от некоего Анастаса: "За тобою с востока источники, из них вода идет по трубам в город. Перекопай их и перейми воду". Владимир тут же повелел перекрыть воду, и вскоре город сдался.

Киевский князь обобрал побежденных до нитки. Множество предметов культа, украшений было переправлено в Киев и впоследствии пошло на оформление строящихся храмов. Самыми примечательными трофеями Владимира стали медные изваяния: две античные статуи и четыре коня — которые были торжест­венно установлены на центральной площади древнего Киева — Бабином торжке (сейчас — площадь перед Андреевской церковью). Если верить преданиям, во время нашествия Батыя это добро схоронили где-то в районе Старокиевской горки.

Покорив Корсунь, Владимир по­слал гонцов в Константинополь передать греческим царям, что готов вернуть город, если они отдадут ему в жены их сестру Анну. Августейшие христиане отказали язычнику, но, как только Владимир предложил, мол, "кто придет с сестрою вашею, пусть и крестит меня", Анну вместе с константинопольскими попами немедленно препроводили на корабль и отправили к князю. Владимира крестили в корсуньской церкви Святого Василия. Вместе с ним принимали новую веру и многие из его дружинников.

Церковь Богородицы была возведена на месте дома знатного варяга и его сына, еще недавно принесенных в жертву языческим идолам. На постройку князь выделял десятую часть поступлений от поборов с подвластных народов. Именно поэтому она стала именоваться Десятинной. Первым настоятелем церкви стал тот самый Анастас из Корсуня. Церковь была сооружена из камня и кирпича, облицована привезенными из Крыма мрамором, колоннами, капителями — тем, что удалось купить или отобрать у византийских храмов в качестве контрибуции. Стены были расписаны фресками, украшены мозаикой, пол выложен цветной поливной плиткой. Награбленные в чужих странах за долгие годы военных походов иконы и другие культовые ценности князь Владимир передал для внутреннего убранства церкви, которая становилась все роскошнее.

Храм на костях
Ни Десятинная церковь, ни останки князя Владимира, похороненного в ней в июле 1015 г. не сохранились. В 1017-м церковь сгорела. В 1171 г. во время междоусобных войн ее разграбил и сровнял с землей князь Мстислав, в 1203-м — князь Ростислав. Наконец, в 1240 г. Десятинная церковь стала последней защитой жителям Киева от нашествия монголо-татарских орд. Стены церкви рухнули под ударами вражеских стенобитных орудий и погребли сотни горожан.

Десятинная оставалась в руинах вплоть до XVI столетия. Немногочисленные жители Подола избегали этого места из-за суеверного страха, который им внушала память о нашествии Батыя. Лишь поляки, пришедшие в Киев во второй половине XVI в., проявили к развалинам интерес: растащили мрамор на строительство костелов. Затем здесь была построена небольшая униатская церковь, которую в 1635 г. православный митрополит Петр Могила уничтожил, а на ее месте воздвиг новую.

Кстати, с его именем связано открытие предполагаемых останков князя Владимира. Как свидетельствует в "Кратком историческом описании Киево-Печерской лавры" 1795 г. митрополит Самуил Мстиславский, саркофаг князя Владимира и его супруги Анны Петр Могила нашел под полом древней Десятинной церк­ви. По приказу митрополита череп князя был изъят из саркофага и перенесен в Киево-Печерскую лавру — "в воспоминание будущим родам".

Саркофаг закопали, а в 1826 г. — во время подготовительных работ к строительству новой церкви — его вскрыли вновь. До 1933 г. он хранился в подцерковье новой Десятинной церкви, потом был перенесен в Софийский заповедник.

В 1828-1842 гг. по проекту архитектора Стасова возвели новую Десятинную церковь, которую современники считали весьма безвкусным сооружением. В 1933-1934 гг. ее разобрали, а в 1938-1940 гг. рядом появилась Художественная школа. Теперь это — Государственный исторический музей Украины.

Если на Старокиевской горке все же начнется стройка, погибнет не только уникальный ланд­шафтный парк — излюбленное место прогулок киевлян и туристов. Исчезнут последние свидетельства величия Киевской Руси. Да и не совсем понятно, какую именно церковь тут строить. Ведь мы не знаем, как выглядела Десятинная церковь князя Владимира, а ее поздний вариант сооружать нет смысла: это здание не имело ничего примечательного.