История со дна
Главной находкой первой в Украине глубоководной археологической экспедиции стал пролежавший под водой почти тысячу лет византийский корабль, на котором сохранились невредимыми старинные кувшины, личные вещи экипажа и даже лавровый листок. О том, как исследователи натолкнулись на эту ценную находку, и о 449 никому неизвестных объектах на дне Черного моря корреспонденту Фокуса рассказал Сергей Воронов, руководитель экспедиции «Византия-2007», директор Департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины.
— Что это была за экспедиция?
— Мы совершали совместную украино-американскую экспедицию. Впервые использовалось современное поисковое оборудование, которое в свое время обнаружило затонувший в начале прошлого века "Титаник". С нами был и Роберт Баллорд, также известный тем, что нашел то легендарное судно. В ходе поиска мы обнаружили 449 объектов, о которых вообще ничего не известно.
— Что представляет собой византийская находка?
— На глубине 139 м гидролокатор "Геркулес" показал силуэт небольшого судна. Сначала решили, что это "морской охотник" Второй мировой. Но при детальном осмотре обнаружили, что это средневековый корабль. Идентификация корабля произошла по его основному грузу — кувшинам. Это были плоскодонные византийские изделия с ленточными ручками таманского типа. В них перевозили вино и масло.
— Какую ценность для Украины предоставляет находка?
— Главное то, что это самая первая в истории Украины глубоководная экспедиция. И второе — впервые найден корабль в таком состоянии. Мы были уверены, что дерево уничтожено временем. Но оно сохранилось. Палуба, доски обшивки. Мало того, мы даже обнаружили лавровый листок, наверное, где-то там была кухня. Сохранились личные вещи пассажиров экипажа, может, и монеты того времени. Впервые найден полный комплекс затонувшего и не разграбленного корабля.
— Как археологи, которые дорожат каждой обнаруженной деталью, доверили Виктору Ющенко поднять один из кувшинов?
— Не скрою, мы были в шоке, когда Президент изъявил желание поднять амфору. Поднятием занимается квалифицированный инженер-оператор манипулятора подводного аппарата, управляемого с помощью кнопок и джойстика. Мы показали Президенту очередность работы. Он вел роботу в кнопочном режиме, а рядом сидел оператор и страховал с помощью джойстика. Когда операция закончилась, раздались бурные аплодисменты. Роберт Баллорд отметил, что это первый на планете президент, который лично поднял амфору.
— Что дальше будет с артефактами?
— Мы передали эти две амфоры в музей Института археологии.
— Почему сейчас говорят, будто началась эпоха подводных находок. С чем это связано?
— До недавнего времени все подводно-археологические исследования велись в прибрежно-пляжной полосе, в районах известных античных памятников — Ольвии, Херсонеса, Керчи. Раньше любой, у кого был акваланг, мог нырять и грабить. Только два года назад был создан реестр подводных памятников — 2,5 тыс. объектов. Мы исследовали лишь 0,1% от этого количества.
— Может ли что-то в Черном море помешать проводить глубоководные экспедиции?
— Следы Второй мировой войны. Мы и сейчас работали буквально за три километра от места захоронения боеприпасов тех времен.
Экспедиция "Византия-2007"