Разделы
Материалы

Крохи интеллекта

1 сентября за парты сядут более четырех с половиной миллионов украинских школьников. Одни – впервые, другие продолжат учебу. Среди них обязательно найдутся чересчур умные и не по годам развитые – по крайней мере, так будут считать сверстники и педагоги. Вместе с Фокусом вопрос детской гениальности препарируют специалисты

Играть в куклы со сверст­никами 13-летней Маше Герман из Борисполя неинтересно. Девочка хочет быть певицей.

— Мне нравится петь, — говорит она. — Обычно я репетирую по 45 минут в день. Но когда готовился мой диск, я ежедневно занималась по два часа.

То, что девочка не по годам взрослая, спокойная и сосредоточенная, отмечают и ее родители.

— Впервые способности старшей дочери мы заметили, когда ей было шесть лет, — рассказывает Андрей Герман. — Она пела и в садике, и в школе. В девять лет ее талант заметили преподаватели. Пока я езжу с Марией на ее постоянные концерты и фестивали, нашей младшей девочкой, Анечкой, занимается жена. Единственная сложность — финансы. За все надо платить — за диск, за тексты песен, за музыку, за сценические костюмы. Первый диск Маши вышел в прошлом году, уже готова и половина второго. Обычным ребенком я дочь уже не представляю.

Маша начала готовиться поступать в киевское музучилище. Кроме музыкальных предметов, ей предстоит экстерном сдать школьную программу.

— У меня уже есть репетиторы по математике, английскому, украинскому языку, — говорит Мария. — С началом учебного года появятся еще, ведь мне надо успеть все выучить. А когда поступлю в училище — решу, кем стану: оперной певицей, эстрадной или дирижером.

В другой семье к детской одаренности относятся настороженно. Предприниматель Ирина из Краматорска рассказывает Фокусу — она категорически не хочет, чтобы ее дети оказались вундеркиндами. Слишком испугал случай из собственного детства:

— Со мной училась одаренная девочка. Яна была очень умной, ею гордилась вся школа. Первые четыре класса она сдала экстерном, всегда всех опережала. Но школу ей так и не удалось закончить: в девятом классе ее забрали в психбольницу. Для всех это был настоящий шок. Нам и нашим родителям врачи объяснили все просто: девочка переутомилась. Дескать, у обычного человека ненужная информация забывается и на ее место приходит новая. Мозг вундеркинда накапливает все, и со временем таких данных становится слишком много.

В отрыв
Ничего удивительного: к особым людям нужен особый подход. Для одаренных детей годы учебы в обычной школе запросто могут обернуться временем, полным конфликтов и проблем, которое отнимет немало психического здоровья.

— Когда мой сын пошел в первый класс, он не только умел считать и писать, но и бегло читал по-немецки и по-английски, — вспоминает мама Артема Кириенко. — Но в простой школе это было скорее поводом для недовольства педагогов, чем преимуществом. Мы потеряли несколько лет, меняя одно учебное заведение на другое, пока не решили пойти в экстернат, который и стал для нас настоящим спасением.

Артем преуспел не только в языках: на скрипке он заиграл в 4 года, в 6 начал исполнять скрипичные концерты, тогда же приступил к сочинению музыки, чем продолжает заниматься до сих пор. В 14 лет поступил в Киево-Могилянскую академию, успешно закончил первый курс по специальности "экономическая теория" и сейчас готовится к новому учебному году.

— К нам чаще всего приходят ребята, которые уже занимаются чем-то, кроме учебы, — рассказывает завуч киевской школы экстернов Татьяна Зима. — Наше образование в основном опирается на программу Министерства образования, но при этом к каждому ученику мы подходим индивидуально, с учетом его особенностей. В этой сфере мы были первопроходцами. Самое главное для нас — создать между учеником и учителем отношения взаимного доверия и уважения. Аттестат зрелости в 14 лет для нас — не редкость.

Вовремя увидеть
Определить уровень способностей ребенка можно по специальным тестам — их в арсенале специалистов более чем достаточно. Но повсеместно такие технологии не применяются. Казалось бы — яркую одаренность трудно не заметить: дети, у которых она есть, обычно гораздо быстрее сверстников находят решения поставленных задач, дают неординарные ответы на вопросы, демонстрируют высокую скорость умственной реакции. Тем не менее — родители не всегда чутко относятся к проявлениям таких способностей.

— Если одаренный ребенок остается незамеченным, то впоследствии практически неминуемы проблемы с его самореализацией. Между тем многие дети просто не знают о том, что наделены незаурядными способностями: так называемая латентная одаренность — вещь более чем распространенная, — говорит доктор психологических наук, профессор Валентин Рыбалко. — Поэтому талантливым детям нужна программа сопровождения и психологическая поддержка. Недавно аспиранты Института педагогики Академии педагогических наук провели эксперимент, который заключался в применении специальной программы психологического сопровождения к студентам технических специальностей. Тесты показали, что после прохождения такой программы количество объективно одаренных студентов выросло на 30%. Они не стали способнее, а просто узнали о себе больше.

Окажется ли гениальность проблемой для ребенка, во многом зависит от него самого, считает ведущий научный сотрудник лаборатории психологии творчества Института психологии им.Г.С.Костюка АПН Украины Татьяна Третяк:

— Если 12-летний мальчик, который учится в 10 классе, весельчак и оптимист, у него не возникнет проблем ни в школе, ни во дворе. А если зануда-пессимист… У такого будут неприятности, даже если он никакой не вундеркинд. Если родители даже и не подозревают, что у них родился потенциальный гений — а такое, к сожалению, случается — то вундеркиндом ребенок, наверняка, не станет. И еще: если талантливый малыш родился где-нибудь в рабочем квартале, в неблагополучной семье, он запросто может вырасти гениальным преступником.

Мертвая петля интеллекта
Среди одаренных детей склонность к суициду встречается в три раза чаще, чем у их обычных сверст­ников.

— Нередко причина в несколько одностороннем интенсивном развитии, — объясняет профессор Рыбалко. — Особенно в случае, когда ребенок профессионально занимается искусством. Для таких детей нужна некоторая адаптация к условиям реальной жизни, чтобы столкновение с ней не было слишком болезненным.

Нередко из-за подобных жестких столкновений, считает г-н Рыбалко, вундеркинды, повзрослев, сходят с дистанции. Взрослый мир не особо тепло встречает неординарных людей. Возникает множество проблем, и тут обычно не до творческих свершений.

Недавно на базе Академии педагогических наук в Киеве открылся Институт одаренного ребенка, в котором ученые, педагоги и психологи собираются разрабатывать методики обучения и работы с детьми, чьи способности выше среднестатистических.

Сегодня имеется много программ, способствующих раннему развитию. Есть, например, системы французов — профессора Домана и его ученицы Сесиль Вупен, система японского профессора Судзуки — по ним мама Артема, учила сына читать, когда ему был всего год. 2-3-летние малыши считают в уме, читают и говорят на иностранных языках, пользуются компьютером. В некоторых киевских музыкальных школах можно увидеть за роялем двухлетних гениев. Шестилетний ребенок, исполняющий консерваторскую программу, — привычное явление на всех международных конкурсах. Но такой форсаж приветствуют не все педагоги. Татьяна Зима считает, что не стоит формировать у ребенка до пяти лет абстрактное мышление:

— Человек растет и развивается так, как заложено богом и природой. До пяти лет ребенок мыслит образами, он воспринимает мир через ощущения, и не нужно лишать его этого. Он должен познать все закономерности мира, а переход от образа к его абстрактному воплощению — сложный процесс. Во всем должна быть мера.

Дело генов и не только
— Родится ли ребенок вундеркиндом — зависит в первую очередь от наследственности, — уверена Татьяна Третяк. — От того, насколько одаренные и образованные его родители и родственники из предыдущих поколений. Но, как говорится в Евангелии: если семена выбросить на дорогу, они вряд ли прорастут. Так что очень существенно то, в каких условиях развивается ребенок. Многое зависит и от страны: в развитых государствах появление гениев более вероятно, чем в джунглях Амазонки. Насколько рождение вундеркинда зависит от географии, определенно сказать не могу. Но отмечу, что в Украине, например, чаще всего одаренные дети почему-то рождаются в Полтавской области. Что касается большинства наших школ — к сожалению, в них учат решать творческие задачи так называемого четвертого уровня: то есть воплощать в жизнь чужие замыслы.

Горе от ума. Как устроена голова гения

Блиц

Вычисление гениальности

Заведующая кафедрой педагогики Киевского национального университета им. Т. Шевченко, доктор педагогических наук Мария Лещенко
— Что вы вкладываете в понятие "гениальный ребенок"? И как такого распознать?
— Гениальность — это высшая степень одаренности. Одаренность — умение делать что-то лучше, чем твои сверстники. Гениальных детей единицы, а одаренных — я считаю, что каждый ребенок одаренный. Нужно быть очень внимательным, чтобы вовремя заметить это.

— На что нужно обращать внимание?

— Одаренный ребенок отличается от сверстников тем, что может длительное время — час, два, весь день — концентрироваться на каком-то одном занятии, ему интересно познавать что-то глубоко. Не отрывайте малыша от интересного ему занятия! А если и делаете это — то очень осторожно и мягко. Второй признак — яркий темперамент. Малыш может не соглашаться с родителями, доказывать им, что что-то нужно сделать иначе, пытаться быть самостоятельным. Такое поведение далеко не всегда нужно воспринимать как детское упрямство. Гениальность и одаренность уже предполагает некое несоответствие общепринятому стандарту. Судьба таких детей не всегда легкая. "Не таких" ведь не любят.

— Гениальность — это врожденное качество, или ее можно развить?

— Ни одна методика не воспитает гения. Потенциал должен быть врожденным. Но если не создать нужных условий, то гениальность может остаться нереализованной. Говорят, что дар гениальности выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов.

 Есть ли в Украине специальная система образования для одаренных детей?
— В принципе, такой системы у нас не существует. Те заведения, что имеются — не поддерживаются государством на нужном уровне. Нам стоит заимствовать иностранный опыт. Например, в США каждый учитель начальных классов имеет список критериев, по которым можно вычислить одаренного. Если он такого ребенка находит, то передает информацию о нем в соответствующее бюро. И если эти данные подтверждаются — ребенка принимают на бесплатное обучение в любое элитное учебное заведение страны. А учитель, который это дарование нашел, получает хорошее денежное вознаграждение.