Жарко, зараза
Пока ученые спорят, существует ли в природе глобальное потепление, на север переселяются твари, прежде водившиеся в южных краях. А вместе с ними — вирусы и бактерии, которые приносят невиданные в наших широтах болезни
Лето отыграло: когда на его ноты садится прохладная осенняя пыль, тепло вспоминаются ушедшие ясные денечки. Уже все забыли, какими они были мучительно жаркими — сейчас-то термометр едва дотягивает до плюс двадцати. А еще полмесяца назад жару кляли на чем свет стоит. И было за что: простуды из-за поставленного на полную мощность кондиционера, мутная голова, вялость, никакой работоспособности. Но ученые-экологи и медики говорят, что это далеко не все связанные с жарой неприятности. И предостерегают: если потепление климата не остановить, будет плохо.
Ученые без языка
— Проблема в том, что потепление климата не принимается как факт, — говорит кандидат биологических наук Виталий Харченко, заместитель директора Института зоологии им.И.И. Шмальгаузена НАН Украины. — Один из моих коллег разработал целый проект по борьбе с глобальным потеплением и со связанными с ним опасностями. Но эта программа не прошла через Кабмин. Сказали, что нет доказательств того, что в Украине происходит потепление климата. Мы можем констатировать только тенденцию к потеплению. Но не доказано, что в ее основе лежит человеческий фактор. Возможно, как рассуждают многие, это лишь циклический природный процесс.
Фокус не случайно в число комментаторов включил именно зоолога. Ведь речь идет о живой угрозе. И она реальна, независимо от того — парниковый ли эффект повышает температуру воздуха или так происходит из-за некого природного цикла.
— Ученые всего мира пришли к выводу, что в основе потепления лежит парниковый эффект, — по мнению координатора программы по изменению климата Ирины Ставчук из Национального экологического центра Украины, причина роста температуры Земли понятна. — Чем больше выброс парниковых газов от автомобилей, заводов и прочего, тем больше солнечного тепла оказывается заперто в ловушке атмосферы. И оно нагревает Землю.
Скепсис, с которым наши ученые подходят к глобальному потеплению, Ирина Ставчук объясняет ограниченным доступом к исследованиям западных коллег:
— Все документы публикуются на английском языке, но и десятой части из них не переводится. В основном наши специалисты изучают русскоязычные источники. А для нефтяной России глобальное потепление — экономически невыгодная идея.
Эколог рассказывает, что среднегодовая температура планеты повысилась за последние 70 лет на 0,6 градуса, причем нагрев идет с ускорением.
— На первый взгляд, это незначительное повышение, — говорит Ирина Ставчук. — Но на самом деле, это самое резкое повышение температуры в истории. И если динамика потепления сохранится, то Земля скоро нагреется еще на 2,5-3 градуса.
Новая зоология
Тем временем, что наши ученые ищут доказательства глобального потепления, Всемирная организация здравоохранения исследует его влияние. В документе ВОЗ под названием "Изменение климата и здоровье человека: угрозы и ответные меры" говорится, что воздействие потепления может быть как прямым, так и косвенным, или скрытым.
Пример прямого влияния — истории сотен людей, получивших тепловые удары, столкнувшихся с сосудистыми и другими заболеваниями вплоть до временного помутнения рассудка.
Непрямые последствия изменений климата не так очевидны. Потепление действует вместе с другими факторами, и является как бы катализатором проявления новых болезней, эпидемий, мутаций вирусов. Одна из таких опасностей — миграции животных-переносчиков заразы.
— Вследствие сдвига теплых климатических зон многие животные тоже начинают менять ареалы своего обитания на более северные, — объясняет президент медицинской компании Max Well, микробиолог, доктор биологических наук Кеннет Алибек. — Животные переносят инфекции на новые территории. Можно привести пример с эпидемией чумы в России, где долгое время существовала своеобразная граница, отгораживающая вспышки чумы. На этой границе находятся все эпидемстанции и прочие противочумные заведения. Но сейчас ареалы распространения болезни быстро продвигаются на север страны. Грызуны переносят инфекцию, постепенно расширяя зоны обитания. И динамика такого расширения — сотни километров за несколько лет.
Таким же образом мигрируют и малярийные комары. Личинки этих насекомых все чаще обнаруживают в наших традиционно безопасных широтах.
— Развитие возбудителя малярии человека требует весьма высокой температуры, более 15 градусов, — говорит Виталий Харченко. — Поэтому риск заражения снижается с юга на север. Но при потеплении область риска неуклонно увеличивается. В соседней России выявляют уже до 900 случаев заражения малярией в год, причем значительная их часть — не "импортного", а именно местного происхождения.
Мутация вирусов — также непрямое следствие потепления.
— Когда животные мигрируют, они контактируют с другими животными, местными. И вирусы, которые несут одни, могут сливаться с вирусами других — так получается, например, новый вирус гриппа, — объясняет Кеннет Алибек. — Но есть и другая причина. Из-за роста температуры высыхают озера и реки, что приводит к гибели лесов. Звери покидают привычные места обитания и начинают контактировать с домашними животными. Это тоже приводит к их заражению и мутации вирусов.
По словам специалиста, инфекция может мутировать при попадании в новые условия. При этом обычно повышается ее устойчивость к лекарствам. К примеру, количество больных туберкулезом в Украине особенно возрасло в последние годы. Наиболее сильно эпидемия поражает детей и подростков. По исследованиям отечественных фтизиатров, за последние 10 лет количество заболевших детей выросло на 50%, а подростков — на 35%. При этом туберкулез принимает новые формы, становится устойчивым к лечению антибиотиками. По мнению ученых, причины этого, среди прочего — в изменении погоды, повышенной влажности, резких перепадах температуры.
Выживание инфекции, которая случайно попала на несвойственную ей территорию — тоже "на совести" потепления климата.
— Основной фактор появления новых болезней — миграция людей, — говорит Виталий Харченко. — Блохи, вши, клещи только переносят инфекции. Сами инфекции заключены в простейших, это бактерии и вирусы. Такие источники заразы не обязательно используют тропических насекомых, они могут поселиться и на местных. Скажем, переносчиками болезни Лайма, опаснейшей лихорадки, могут быть обычные клещи. Но это происходит только в том случае, если южные бактерии выживают в новых погодных условиях.
У изменений климата противоречивые проявления. Тогда как в одних местах они приводят к сильным дождям, в других — усиливается засуха.
— В обоих случаях уменьшается количество питьевой воды, — говорит Ирина Ставчук. – Из-за больших осадков переполняются водосточные каналы, и в этом случае вероятно попадание стоков в водопровод. Если таким образом в нем окажется зараженная вода, неизбежна эпидемия холеры. Каждый год огромное количество человек в стране заболевает дизентерией и другими кишечными заболеваниями. Учитывая плачевное состояние водопровода, последствия могут быть угрожающим, вплоть до возможной вспышки брюшного тифа.
Боевая неготовность
— Игнорирование проблемы приводит к тому, что эпидемиологические службы не готовы к развитию событий, — говорит Кеннет Алибек. — Как, например, американские врачи оказались совершенно не готовыми к вспышке эпидемии лихорадки Западного Нила.
Южные атакуют
Факты проникновения на север "чужих" инфекций, подтвержденные ученымиАвгуст 2007 г., северо-восточная Италия.2006 г., Нидерланды.1999 г. в России и США1999 г. Ростовская область, РФ.В Африке и на Ближнем Востоке более 90% жителей имеют иммунитет к этому вирусу, — объясняет директор киевской клиники "Форпост", иммунолог Александр Назаренко. — Геморрагическая лихорадка встречается в тех краях со времен Александра Македонского. В то же время жители нашего региона перед лихорадкой Западного Нила биологически совершенно беззащитны. Даже довольно безобидная южная инфекция может оказаться для украинца смертельной.
Российские медики не ожидали вспышки эпидемии Конго-Крымской геморрагической лихорадки летом 1999 г. Это случилась в Ростовской области, и прошло немало недель, пока вирус смогли хотя бы идентифицировать. Долгое время заболевших просто изолировали, при этом даже карантин не соблюдался — чтобы народ не начал паниковать.
— Неизвестность и непредсказуемость приходящих инфекций делают нас еще более беззащитными перед ними, — утверждает Ирина Ставчук.
Иммунолог Александр Назаренко считает, что современному человеку тяжело переоценить опасность чужих вирусов.
— Из растаявшего льда Антарктики ученые извлекли бактерии, возраст которых 8 млн. лет. Более того, эти бактерии в лабораторных условиях начали размножаться. Страшно представить, что произойдет, если древние вирусы и бактерии, которые убивали динозавров, опять начнут действовать. У современных живых существ иммунитета к ним нет.
Принцип "моя хата с краю" в ситуации, когда смена климата начинает влиять на здоровье, может оказаться губительным.
— Сложнее всего признать, что за происходящее отвечает каждый из нас, — говорит Ирина Ставчук. — Необходимо понять, что происходит, и начать действовать, что-то менять, причем – немедленно.