Разделы
Материалы

Мнение: ЧМО, придумавшее ГМО

Вот вам иллюстрация к двум пословицам: "заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет" и "дуракам закон не писан"

Когда вышел этот замечательный закон, я работал на радио – писал сценарии и озвучивал рекламные ролики. Тогда их размещение в эфире, впрочем, как и сейчас, оплачивалось посекундно. В девяноста из ста случаев сочинение текста для ролика – дело нехитрое. И пеклись они все по одной схеме: "Милый, ты был в магазине?" – "О да, дорогая!" – "А что ты купил вкусненького?" – "Я купил тортик, дорогая!" – "А как же сгущенка от молокозавода №5???" – "Ой, забыл, дорогая!" (звуковой эффект – плач женщины, а на этом фоне голос диктора: "Сгущенка от завода №5, бла-бла-бла-бла…"), и в конце телефон для оптовых закупок. Заказчики обычно просили упоминать два телефона, я отговаривал. Не потому, что два телефона запомнить невозможно (это правда). А потому, что мне не хотелось избавлять радиослушателя от гениального диалога "Милого" и "Дорогой".

И вот выходит закон. Про обязательное упоминание лицензии предприятия, разрешения на вид деятельности и чего-то еще. Законодатели решили, что сидящий за рулем гражданин будет чувствовать себя спокойнее, когда в конце рекламы прозвучит что-то вроде "лицензияномердвааууухырпырбыр". Мне не хочется верить, что персонаж, придумавший это нововведение, был клиническим идиотом. Скорее это мутант с тремя конечностями. Одной крутит руль, а двумя записывает всю эту архиважную информацию. Озвученную даже не скороговоркой, а звуками, которыми общался робот R2-D2 из "Звездных войн". Потребителю нужна эта лицензия? Нет. Можно понять что-то из этого набора звуков? Нет. Была ли хоть какая-то польза от этого нововведения? Нет. Кто-то получил за это по башке? Никто. Понятно, что за эти секунды заплатил рекламодатель. Он не любит платить, поэтому "Милый" и "Дорогая" тихо покинули радиорекламу. Которая с каждым годом все скучнее и скучнее.

Боюсь, что история повторяется. Пару дней назад мне позвонил сын. Он охотится за особой разновидностью шоколадных яиц, у которых внутри всякая пластмассовая дребедень. Счастливый обладатель конкретной дребедени автоматически становится круче даже братьев Борисенко (если вы не знаете, кто это, то единственное чувство, на которое можете рассчитывать у собственных детей, – это жалость).

По поводу именно этих яиц я и обратился к администратору торгового зала в одном крупном маркете. "Где яйца, дружище?" – "На проклейке". – "Какой?" – "Мы лепим на них "Без ГМО". – "Лепите что?!" – "Не "что", а "ГМО".

И снова возникает тот же вопрос: конечному потребителю нужны эти наклейки? Почему снова и снова благая цель – предупредить сограждан об опасностях, которые подстерегают их организм, – решается таким топорным способом?

Учитывая все это, мне кажется, пора изъять из сборников пословиц и поговорок сентенцию "заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет". Это, к сожалению, не про наших дураков. Потому что с такой, как у них, твердолобостью они скорее разломят нашу планету. И ее обломки улетят вслед за эфирными радиоволнами, несущими сквозь галактики концентрированную мудрость человечества – "лицензияномер".