Разделы
Материалы

Мнение: Граница права. Нужна ли Украине федерализация

Федерализация страны по канадской или швейцарской модели поможет разрешить противоречия между населением. Только перед этим Украине нужно экономически превратиться в Швейцарию

Как-то раз после окончания очередных судьбоносных для страны выборов я зашел в киевский книжный магазин "Сяйво", ныне закрытый новыми хозяевами. На стене висела историческая карта Украины IV–XIX вв. с границей, пересекающей всю страну практически по центру. Удивительно, но граница эта практически в точности повторяла распределение голосов за два противоборствующих политических лагеря. Причем там, где на протяжении веков существовало Магдебургское право, население исправно голосовало за оранжевых, а в регионах, находившихся под протекторатом Российской империи, – за бело-голубых. Точность этого совпадения была ошеломляющей. И Магдебурского права в Украине нет с 1837 года, и годы СССР должны были полностью вытравить идею о самоуправлении на местах, однако, словно повинуясь какому-то бессознательному, люди продолжали голосовать по этому историческому шаблону. Тогда я подумал, что причины различного мировоззрения между югом, севером, западом и востоком Украины гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, и вряд ли являются исключительно следствием политических технологий и пропаганды. Поэтому и навязываемая в последние годы идея федерализации, возможно, была бы выходом для Украины.

В мировой истории наиболее устойчивые федерации или конфедерации возникали не путем разделения страны на независимые части, а путем объединения независимых субъектов в федерации. Канада, Швейцария, Германия, США – список таких образований легко продолжить. Россию можно назвать федерацией лишь формально, так как на самом деле РФ – унитарное централизованное государство с жесткой вертикалью.

К тому же каждое федеративное государство имеет свои особенности и специфику, систему права и баланса интересов в стране. Если швейцарская модель государственного устройства базируется на самоуправлении в рамках кантонов, то в Канаде это провинции, в США – штаты, в Германии – земли и так далее. Все эти структуры обусловлены исторически, они складывались веками естественным образом, и их существование сопровождалось огромным количеством конфликтов с изменениями границ образований, вплоть до гражданских войн и экономических блокад.

Гораздо эффективнее развивать гражданское и экономическое самоуправление там, где исторически оно существовало веками, например, в границах Магдебургского права. Без самоуправления на местном уровне будет только самоуправство и перманентный саботаж решений центральной власти хорошо организованными кумовскими горизонталями. Жесткая вертикаль власти по российской модели в Украине сейчас нереализуема именно по этой причине.

Если в отдаленной перспективе и реализовывать проект Украинской Федерации, то начинать нужно с развития экономики и ее основной опорной силы – среднего класса. То есть для начала создать самоподдерживающуюся экономику, где сохраняется баланс политического влияния между крупным корпоративным и мелким и средним частным сектором. Экономика сама подскажет необходимость модели политического устройства. Если ей сильно не мешать.