Разделы
Материалы

Мнение: FEMEN. Формы протеста

Есть три вещи, которые можно разглядывать бесконечно: огонь, вода и акции протеста движения FEMEN

В жизни все еще есть место для загадок, которые человечеству не по зубам. Девичий спецотряд FEMEN из их числа – таинственный, как язык дельфинов, и неразрешимый, как теорема Ферма. Для кого-то украинские амазонки – медиавирус, для других – секретное оружие политических партий, для третьих – группа безобидных эксгибиционисток.

"Перевели бы их на восьмичасовой рабочий день и пустили патрулировать улицы", – мечтает один коллега. "С утра найти в почтовом ящике рассылку FEMEN – хорошая примета", – делится сокровенным приятель. Мой племянник, посетивший Киев и случайно заставший одно из показательных выступлений девушек на Майдане, всерьез задумался, не вернуться ли на историческую родину. Оно и неудивительно: на его нынешней родине – в скучной Калифорнии, где полтора века назад легче было найти десяток золотых жил, чем сегодня бутылку виски ночью, такого неповторимого experience днем с огнем не найдешь.

"Когда эти девушки раздеваются?" – на корявом русском попытался он сформулировать вопрос, путая "когда" с "зачем". Общими усилиями мы пришли к выводу, что обычно девушки раздеваются а) когда им жарко, б) когда кто-то готов заплатить за это или в) перед сном. На активисток FEMEN, правда, законы формальной логики не распространяются. Раздеваются они в любое время года, включая ноябрьские хляби и январскую стужу. Торговать девичьей красой, по их словам, не намерены, а проводить досуг таким затейливым способом их толкает гражданская позиция. Не похоже происходящее и на сон, по крайней мере, чаще всего такие сценки перестают сниться к концу пубертатного возраста.

Что слегка смутило племянника, так это неискушенность девушек в искусстве уличных перформансов (с этим в Калифорнии все хорошо): пара уроков актерского мастерства им явно не помешала бы. Пришлось объяснять юному снобу, что эстетика здесь не главное. Главное – буквальное воплощение угрозы "мы вам покажем!". К удовольствию фотографов, телевизионщиков и зевак показывать приходится часто и подробно. Что, в общем-то, и понятно: общественных язв накопилось немало. Книга "Верните женщинам гаремы" писателя Бузины, секс-туризм, несвобода слова, выставка в PinchukArtCentre, Евро-2012, отсутствие женщин в правительстве Азарова, перебои с горячей водой. К сожалению, многого добиться пока не удалось – секс-туризм процветает, выставка в PinchukArtCentre прошла с успехом, подготовка к Евро-2012 продолжается, женщин в Кабмине Азарова не прибавилось, горячую воду отключают согласно графику ремонта теплосетей. Впрочем, есть и заметные достижения: запущенный в писателя Бузину кремовый торт попал в цель, что, безусловно, дает девушкам чувство причастности к чему-то большому и важному.

Впечатляют не только разнообразные интересы девушек, но и креативность форм протеста. Чего стоит лозунг "Украина – не бордель!", под которым полураздетые FEMENистки вышли на одну из первых акций, всем своим видом демонстрируя обратное. Так же убедительно выглядели бы пожарные, пожелай они бороться против шалостей с огнем, устроив показательный пожар на Майдане. Или сотрудники органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в знак протеста против смертельного дурмана демонстративно обдолбившиеся на крыльце президентской Администрации.

"Какие это тебе девушки! – молча возмутился я. – Это же наше все: символы светлого будущего с человеческим, так сказать, лицом. Вместо девушек с веслом, родины-матери, хусточек бабы Параски, кос Юлии Тимошенко. А ты пятьдесят долларов, янки бесчувственный…"

Деньги, к счастью, я успел отнять. На них мы накупили мешок сувениров from Ukraine – деревянных ложек с пластиковой икрой, волшебных подков, усатых пасечников, аутентичных ведьм на метлах. Топлес фигурок девушек из FEMEN в ассортименте, к сожалению, не оказалось.