Мнение: Новая волна. Праздник дурновкусия
Что общего между деревянными ложками с деревянной красной икрой на Андреевском спуске, выступлением Филиппа Киркорова на "Новой волне" и последним фильмом М. Найта Шьямалана? Все это – эталоны дурного вкуса
Несколько лет назад мне посчастливилось посмотреть фильм, из которого запомнилась всего одна сцена. По пустырю минут десять носится машина, к капоту которой привязана голая девушка, и все эти десять минут она визжит от ужаса. Ни названия фильма, ни сюжета я не помню – собственно, они были не главными. Да и эпизод с автомобилем и девушкой для развития сюжета был не нужен, а появился он там просто ради того, чтобы машина поездила и девушка повизжала. Самое приятное при просмотре таких бессмысленных и беспощадных фрагментов из фильмов или картин целиком – это ощущение "не могу поверить своим глазам".
Последний раз такое ощущение вернулось ко мне, когда я смотрела и слушала выступление Филиппа Киркорова на недавно закончившейся "Новой волне". В восьми с чем-то минутах, которые длится исполнение артистом трех песен, потрясает воображение буквально все: и замысловатая хореография балета, и смелый сценический образ (юбка вроде шотландки и кепка, как у буковинского полицая времен Второй мировой), и сами песни: "Я-би-да-би-дай, я-бо-бо-бо-бой, ну, заведись, я диско-бой".
Один мой приятель уверен, что Киркоров не может исполнять такие "шедевры" всерьез. Это ведь надо сначала выучить песню, потом, чтобы записать фонограмму, несколько раз спеть ее в студии, затем отрепетировать номер и исполнять его на концертах. Но спеть, пусть и пару десятков раз, еще ладно. Эти тексты ведь кто-то пишет. Выглядит творческий процесс, наверное, так: получает поэт-песенник заказ на песню от заслуженного артиста с формулировкой: "Сделай как-нибудь попроще, а то на радио не возьмут", приходит домой, садится за рабочий стол и, подумав немного, сочиняет: "И обняв меня, обледенелого, губами цвета граната спелого, ты меня целуешь до затмения". А потом идет на кухню, пьет вечерний чай и с чувством выполненного долга ложится спать.
Двое моих друзей-киноманов, вдохновившись драмой про ковбоев с нетрадиционной ориентацией "Горбатая гора", решили написать сценарий немногословного артхауса про геев-рыболовов, один из которых, возможно, был бы зомби. Фильм вполне мог бы иметь успех на кинофестивале в Берлине, где вообще любят социальные драмы, смеялись мои друзья. Но они только смеялись, а американский режиссер М. Найт Шьямалан взял и снял "Последнего повелителя стихий". Ни одного зомби в этом фильме, правда, нет. Геев-рыболовов и социальной драмы с экологическим подтекстом там, конечно, тоже нет. Но при желании найти можно, поскольку в "Последнем повелителе" настолько бессвязные сюжетные ходы и абсурдные диалоги, что увидеть там можно что угодно. Хотя лучше не искать отсутствующие смыслы, а наслаждаться абсолютной бессмыслицей.
Впрочем, получать такого рода удовольствие можно хоть каждый день, для этого достаточно лишний раз оглянуться по сторонам. Как-то по дороге на работу я наблюдала в метро такую картину. Мечтательная девушка лет 18-ти в сверкающей люрексной кофточке задумчиво рассматривала рекламные объявления, потом вдруг достала блокнот и ручку и стала порывисто писать. Мне удалось подсмотреть: крупным детским почерком и с грамматическими ошибками она записывала четверостишия. Ей в голову вполне могло прийти что-нибудь такое: "Имея наличие внутреннего, Танцуя на краю лезвия, Я упорхаю видением, Своего минутного влечения". Но не пришло, потому что эти строки на самом деле принадлежат одной отечественной звезде, которая поет в знаменитой девчачьей группе. Не исключено, что в скором времени мы услышим этот текст в радиоэфире, и в мире станет на одну трэш-жемчужину больше.