Разделы
Материалы

Мнение. Миссия неуловима

У городов, как и у людей, есть характер, ритм и своя миссия. Но, как и люди, некоторые города не всегда следуют своему предназначению

В это воскресенье около сотни киевлян собрались вместе, чтобы общими усилиями ответить на вопрос: "Зачем Киев миру?"

"Знание миссии города дает его жителям дополнительные возможности самореализации и позволяет гармонично прожить свою жизнь в городском пространстве" – так объяснил мне идею один из организаторов проекта "Бренд города – дело горожан" маркетолог Валерий Пекар. Этот проект – социальный эксперимент, затеянный группой маркетологов, социальных психологов и бренд-менеджеров. По сути, они хотят удовлетворить собственный интерес в том, возможно ли применить технологии, используемые в создании компаний, в рамках целого города.

Участников этого действа разделили на восемь групп, и каждой предложили задание. Кому-то пришлось определять характер Киева, кто-то работал над городской средой, кто-то описывал будничную жизнь города или анализировал, что киевляне делают лучше других. Я же выбрала группу, в которой трудились над слоганом города. Из семи моих соратников коренных киевлян оказалось лишь трое. Символично еще и то, что самый яркий слоган предложила одесситка, живущая в столице всего четыре месяца: "Киев – энергетическое сердце Украины". На что мужчина средних лет предложил свой вариант: "Киев – мать городов русских. Любите ее, мать вашу".

Все остальные варианты были либо чересчур пафосными, либо слишком знакомыми. Потом все группы соединили свои наработки, и вдруг стало очевидным, что мы прекрасно понимаем историческую ценность города, но абсолютно не способны сформулировать видение Киева в настоящем, а тем более в будущем.

Когда же после многочисленных командообразующих упражнений мы приступили к обсуждению вопроса: "Что Киев может дать миру?", то тут в прямом смысле начались пляски у костра. Зал разделился на тех, кто считает, что миссия города в его духовности, и на тех, кто уверен, что по уровню духовности мы не можем конкурировать с Тибетом или Непалом, куда сейчас едут тысячи туристов из Европы и США, а поэтому надо искать другую миссию. Кстати, неожиданно для себя я попала в лагерь людей, которых тут же прозвали антидуховными.

"Духовных" оказалось больше, они были напористее и начали грозно на нас надвигаться, отчего пришлось сместиться на пару метров. В общем, чем дальше, тем больше происходящее напоминало схватку в Верховной Раде.

Но все это совсем не про Киев. Это про активных и амбициозных людей, которых привлекает столица.

Когда же мы опять уселись на свои места и вновь попытались ответить на этот вопрос, то оказалось, что ничего особо "киевского" о Киеве сказать не можем.

Например, один активист утверждал: "Киев может предложить миру новый образ жизни". И тут же сыпались вопросы. "Киев – лучший город для жизни", – кричал со своего места бизнесмен. Или – "Столица аграрной страны, плодородная почва для взращивания уникальности". Кто-то произнес: "Киев – генератор позитива". Почти все трактовки миссии города скорее показывали, чего хотим мы, а не то, как глубоко мы понимаем город.

Наиболее точно характеризует столицу сказанная кем-то фраза о том, что Киев – территория экспериментов. Возможно, наши амбиции просто мешают нам понять миссию города, а может быть, она просто в том, чтобы жить тихой, размеренной жизнью и не ставить сверхзадач.

Анастасия Рингис, журналист отдела "Общество"