Мнение: Страховка по погоде
Ведущие мировые производители и продавцы одежды страхуют на бирже риски потерь от плохой погоды. Российские ритейлеры уже готовятся последовать примеру западных коллег. Украина – на очереди
Нью-йоркская Weatherproof Garment Company, производитель верхней одежды и утепленного трикотажа для мужчин, стала первой компанией в индустрии моды, использовавшей производный финансовый инструмент на погоду. Это произошло в 2007 году, после того как из-за неожиданно теплой зимы 2006 года на северо-востоке США – главном рынке сбыта компании объем продажи курток и жакетов сократился на 30%. В итоге было решено заключить контракт на следующую зиму для покрытия потенциальных убытков в $10 млн., если декабрь 2007 года выдастся теплым.
Компания придумала такой выход, чтобы не хранить товарные запасы или продавать одежду с большими скидками. Кстати, застрахованный декабрь 2007 года оказался холодным. В результате Weatherproof Garment Company не получила выплат на финансовом рынке, однако, застраховав свои риски, была уверена в том, что в любом случае не потеряет. Компания продолжала использовать этот инструмент и в дальнейшем.
Среди участников индустрии моды основные игроки на рынке погодных контрактов – это транспорт и ритейл, на которые приходится 9% всех заключаемых сделок хеджирования. Помимо fashion-игроков, на этом рынке могут получить свои выгоды и горнолыжные курорты, и парки отдыха, и клубы для игры в гольф. Из-за малоснежной погоды горнолыжные курорты могут понести серьезные убытки, поскольку наплыв туристов сократится. А вот операторы одежды в этом случае только порадуются, поскольку увеличится поток посетителей в магазины накануне праздников. Таким образом, заключив контракт на финансовом рынке, и ритейлер, и горнолыжный курорт застрахуют свой риск от изменения количества осадков.
Объемы сделок по подобным контрактам в Европе и США растут из года в год. Возникает вопрос: а каковы перспективы развития этого рынка в Украине? На него может дать ответ опыт внедрения подобных инструментов в России, над которыми сейчас работают ведущая российская биржа РТС и Росгидромет. Ожидалось, что торги начнутся уже в 2008 году, но в связи с финансовым кризисом запуск нового контракта на среднемесячную температуру воздуха был отложен.
В развитии рынка финансовых инструментов, позволяющих снизить риск потерь, вызванных колебаниями температуры, заинтересованы как ритейлеры и сотрудничающие с ними кредитные организации, так и органы местной и государственной власти, в бюджеты которых будут поступать налоговые отчисления.
Следует отметить, что перспективы развития рынка биржевых погодных инструментов привлекательны еще и потому, что способствуют развитию финансового рынка страны в целом. Тем более что у погодных производных есть дополнительное преимущество – ими, в отличие от цен на товары или финансовые активы, невозможно манипулировать, поскольку человек не способен управлять погодой.