Незаметный подарок
Выгоды от вступления Украины в ВТО не всегда видны гражданам. Тем не менее держатели платежных карт уже ощутили их на себе
Немало украинцев, независимо от места работы, отношения к власти, политических предпочтений и полученного образования, уверены: вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) – это не очень хорошо для Украины и ее граждан. Многие не понимают, чем открытая экономика лучше той, которая сегодня есть в Украине.
Не понимают, например, что недоразвитая промышленность и сельское хозяйство, частично неконкурентоспособные страховой и банковский секторы, отсутствие понятных и простых законодательных норм, слабая защита интересов бизнеса – это проблема не только государства, но и нас, граждан. И тем более не понимают, как членство в ВТО может запустить – и, собственно, уже запустило – механизм повышения эффективности и конкурентоспособности украинской экономики.
Экономистам, финансистам и юристам-международникам хорошо известны основополагающие принципы ВТО. Во-первых, это торговля товарами и услугами без дискриминации, то есть взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, в том числе и налогового, товарам и услугам иностранного происхождения. Во-вторых, это отказ от использования правительствами количественных и иных ограничений, а также от регулирования торговли тарифными методами. Украина просто не может себе позволить не присутствовать в международном торговом клубе.
Конечно, вступая в ВТО, украинское правительство не в последнюю очередь преследует политические цели, решение которых зависит от отношений с США и Евросоюзом. Поэтому некоторые вопросы по доступу иностранных компаний на украинский рынок были решены не совсем так, как хотелось бы отечественным участникам соответствующих рынков.
Сейчас сложно прогнозировать, кто больше всех пострадает или выиграет. И хотя холодный душ, ожидающий отдельные отрасли и сегменты экономики, вероятно, может повлечь за собой временный рост социальной напряженности, в среднесрочной перспективе участие Украины в ВТО обеспечит экономический рост, повышение эффективности всех отраслей, увеличение предложения товаров и услуг, в особенности для потребительского сектора.
Понятно, что большинство граждан волнует не политическая сторона дела. Им важны вопросы потребительские: не монополизируют ли рынок отдельные игроки, не заполнят ли прилавки магазинов генетически модифицированные продукты, как изменятся цены на автомобили, улучшатся ли условия кредитования, насколько качественными будут банковские и страховые услуги?
Приведу один пример. Механизмы ВТО, в частности, контроль за исполнением "Многосторонних торговых соглашений" (договоренности, обязательные для исполнения всеми странами – членами ВТО, – Фокус), а также мониторинг странами-партнерами национальной торговой политики Украины широко применялись в процессе переговоров о вступлении в организацию. В 2006 году Кабинет Министров принял концепцию развития безналичных расчетов с использованием платежных карт. Документом запланированы многочисленные действия министерств и ведомств относительно развития украинского карточного рынка.
При этом ни одна из норм документа не предоставляет каких-либо преимуществ отдельным участникам рынка или платежным системам. Для страны, в которой обратное является чуть ли не нормой, это просто удивительно. И именно механизмы ВТО были задействованы банковской индустрией, чтобы не допустить монополизации рынка одной из национальных платежных систем, активно лоббировавшей для себя специальный статус.
В итоге в выигрыше оказался украинский потребитель, у которого был выбор – возможность пользоваться платежными картами любой системы, работающей в Украине. В выигрыше также украинские банки, активно развивающие платежно-кредитные карты и сеть торговых терминалов для их приема.