Мнение: Мурка как диагноз
Выступление замгенпрокурора Рената Кузьмина на творческом вечере Яна Табачника было бы само по себе удивительным, если бы он сыграл на рояле что–то попроще, из хрестоматий по нотной грамоте
Как-никак, дебют в этой ипостаси, тем более публичный. Но он выбрал не что-либо, а мелодию "Мурки". И это о многом сказало…
Понимаете, когда рядовой милиционер слушает "Бутырку" или "Вороваек", это вызывает когнитивный диссонанс, но в принципе понятно — милиционер может происходить из "рабоче–крестьянской" семьи, где не особо интересовались музыкой, путали шансон с бардовской песней, и вообще не слишком переживали по поводу своих музыкальных вкусов. Песня "о жизни", с простенькой мелодией в три аккорда — ну и ладно, мне больше и не надо. Но когда ты — прокурорский работник, причем высокопоставленный, с высшим образованием, годами стажа и повышений квалификации… Тем более публичное лицо… Естественно, в Интернете это все вызвало массу негодования по поводу перехода Украины в блатной дискурс, замене гимна Украины, скажем, "Владимирским централом" и т.д.. Но дело не в этом.
Я бы сказал, что здесь теряется сам смысл работы правоохранителей. Допустимо и даже полезно, когда человек, скажем, изучает творчество представителей преступного мира, их субкультуру с целью постижения их психологии, но остается нейтральным по отношению к ним. Или наносит на себя наколки и прочую атрибутику для того, чтоб внедриться в преступную группировку с целью раскрытия преступлений. Но когда правоохранитель признается открыто, что ему нравится носить атрибуты преступного мира, говорить об его профпригодности, в некоторой степени, бессмысленно. А теперь объясним, почему это происходит? Дело даже не в том, что это — проявление музыкальной безвкусицы отдельного высокопоставленного чиновника. Проблема гораздо глубже.
В украинской политике сейчас идет активное смешивание категорий "верха" и "низа". Даже такая вещь, как преступления белых воротничков в западном понимании этого термина, в нашей среде коррупционеров чрезвычайно редки. Вечно проявляется некий оттенок насилия и прочей банальной уголовщины — то в случае рейдерских захватов, то в случае построения крыш в самих правоохранительных органах. Это проникает и в стиль жизни наших политиков — если загородный дом, то обязательно к нему участок в 100– 200 гектаров и с весьма странными схемами покупки (см. Межигорье), если машина — то обязательно в самой роскошной комплектации (вспомним еще оранжевого экс–главу "Нафтогаза" Ивченко, который одним из первых шагов на посту сделал покупку нового "Мерседеса" с подогревом сидений— естественно, за счет компании), что в политических кругах на Западе вообще считается моветоном. Если охрана — то желательно побольше численностью и побрутальнее внешностью. Если ездить — то обязательно с перекрытием всех ближайших дорог и в четыре полосы. В далекие 90–е так братки ходили на стрелки и "сходы", разумеется, с несколько меньшим размахом. Если обувь — то либо из страусиной, либо из крокодиловой кожи, если дамская сумочка — то за несколько тысяч долларов. (Хорошо хоть признанные изготовители часов не выпускают мужских аляповатых моделей — с золотым корпусом и бриллиантами в несколько карат. Только женские… А то бы н… ) Пытаясь подчеркнуть свой элитный статус, украинские политики делают это с таким апломбом и напряжением, что возникает вопрос — а что, больше ничего, кроме статуса, у них и нет? У меня лично возникает ассоциация с тем, как в "черных" кварталах американских мегаполисов местные авторитеты ездят на тюнингованных и разукрашенных кадиллаках и стремятся надеть на себя побольше золотых украшений. Из этой же серии — и публичное исполнение "Мурки" Ренатом Кузьминым, как и вообще выходы на эстраду многих политиков (начиная от той же Юлии Тимошенко, когда она вышла на сцену с Аллой Пугачевой и спела дуэтом, и заканчивая Виктором Януковичем, поющим песню про терриконы а капелло).
Вопрос другой — почему ни одного представителя нашей властной элиты нет на концертах хотя бы представителей российской альтернативы, даже если им претит все украиноязычное? Точно так же, как бывшая команда принципиально не ходила, например, на фестивали в "Мамаевой слободе" — при всем своем декларативном украинофильстве. (Например, на последний концерт "Братів Гадюкіних" в 2006 году не пришел никто из видных деятелей — ни "бело–синих", ни условно "оранжевых"). Почему, чтоб послушать вживую нашим политикам Бориса Гребенщикова, понадобился аж прямой эфир с Савиком Шустером? Я уже не говорю о том, что никто из них не ходит на концерты, например, Умки или Ольги Арефьевой. Не говоря уже о таких зарубежных звездах, как Эмма Шапплин (правда, есть немногие исключения — насчет той же Сары Брайтман, которая приезжала в Украину с концертом). Почему если ходили на концерты, то только в основном на Пугачеву, Киркорова, Леонтьева и т.д. (в крайнем случае — на Поплавского или Билозир), если была возможность посещать и других исполнителей? Ответ один: "пипл хавает". Еще одна маленькая деталь: несмотря на декларируемую в автобиографиях любовь к классической музыке, никто из политиков не пошел в Национальную филармонию, хотя ехать от Верховной Рады или Кабмина туда — меньше 5 минут.
Знаете, что бы я сделал в первую очередь? Если б была в ведущих мировых турагенствах услуга "музыкального тура", я бы предложил вместе собрать деньги на билет лично Виктору Федоровичу на лучшие образцы музыкального искусства. Начиная от "Ла Скала" и заканчивая goa trance и idm сейшенами исполнителей вроде Texas Faggot или Juno Reactor . Авось бы постигло просветление всю "бело–синюю" команду… Главное — не давать читать переводные тексты песен таких "мясных" стилей, как death metal или goregrind. Вдруг еще воспримут как руководство.