Мышам на съедение
Мир будет доверять доллару еще очень долго, что бы ни случилось с экономикой США
На любом блошином рынке продаются банкноты времен царской России. Десятки с двуглавыми орлами, сотни с величественной Екатериной II и огромных размеров пятисотки с грозным Петром I внушают уважение. В свое время это было целое состояние. Корова стоила три рубля. Крестьянский двор с домом и скотиной – сто рублей.
Но сейчас эти банкноты можно купить за несколько гривен. Предложение царских дензнаков явно превышает спрос со стороны коллекционеров и иностранных туристов. Возникает вопрос: зачем люди сто лет хранили массу ничего не стоящих бумажек? Неужели из-за страсти к коллекционированию? Нередко на раскладках попадаются деньги, погрызенные мышами, – уж их-то зачем было держать в кладовках и погребах?
Ответ лежит на стыке экономической теории и психологии. Дело в том, что доверие к валюте – вещь инерционная. Если денежной единице доверяли вчера, то ей с большой вероятностью будут доверять и завтра, что бы ни случилось с выпускающей ее страной.
Царские рубли – наглядный тому пример: дензнаки с двуглавыми орлами продержались в обращении до 1922 г. Это при том, что самодержавие ликвидировали в 1917-м! И даже когда стало понятно, что большевики пришли к власти всерьез и надолго, люди не спешили выбрасывать старые дензнаки.
В современной Украине место царских рублей прочно занял доллар. Недавно Нацбанк отрапортовал, что уровень долларизации украинской экономики за 2007 г. сократился с 27% до 23%. "Процесс уменьшения долларизации экономики пока является неустойчивым", – сетуют в НБУ. Иными словами, подорвать доверие к "зеленому" не смогли ни новости об ипотечном кризисе в США, ни недавнее заявление авторитетного финансиста Джорджа Сороса, который рекомендовал не держать сбережения в американской валюте.
Заметим, что в официальную статистику долларизации попадают только учтенные банками доллары. Объем же черного нала за пределами США не может посчитать даже Федеральная резервная система. Впрочем, это ей и не надо: львиная доля купюр с портретом Бенджамина Франклина, обращающихся за пределами США, никогда не вернется на родину.
Некоторые страны свои симпатии к доллару даже оформили официально. Например, Панама отказалась от выпуска собственной валюты более ста лет назад – практически сразу же после получения независимости от Колумбии. И хотя в справочниках национальной валютой Панамы называют бальбоа, на самом деле они выпускаются только в монетах мелких номиналов, а для расчетов покрупнее используются "зеленые".
В 2000 г. по этому пути пошел Эквадор, заменивший свою валюту сукре долларом. Всерьез задумываются о легализации бакса и в соседней с США Мексике. Официально власти пока еще не объявляли о подобных планах, но соцопросы среди населения показывают, что 87% мексиканцев одобряют эту идею.
Список стран – поклонников американской валюты можно продолжать еще долго, причем Украина окажется в нем далеко не на последнем месте. И, конечно же, миллиарды людей не изменят свое отношение к доллару в одночасье.
Тут можно вспомнить, что в XIX веке ведущей международной валютой был британский фунт, ведь за ним стояла мощная колониальная империя. Но в начале XX века Британия начала терять свои заокеанские владения, а с ними и позиции в мировой экономике. Тем не менее понадобилось полвека и две мировые войны, чтобы британский фунт утратил свое международное значение. Многие просто отказывались верить, что Великобритания может уступить мировое лидерство своей бывшей колонии! Точно так же подпольный миллионер Александр Корейко не верил, что царская Россия канула в Лету – он "никогда не сомневался, что старое вернется и берег себя для капитализма".
Недавно в интернете появились шокирующие фото одного американского городка. Все дома в нем выставлены на продажу за долги – жители не смогли погасить ипотечные кредиты. Много ли долларов сбросили прочитавшие эту новость украинцы?