Мнение: Спасайся, кто может
Глядя на батюшек-депутатов и политиков, позирующих с церковными свечками в руках, все труднее понять, где заканчивается Божий дар и начинается яичница
"Папа, почему у них такие лица? Они же на день рождения пришли!" – изумился пятилетний сынишка приятелей, наблюдая за Виктором Януковичем и его свитой во время телетрансляции Рождественской литургии в Почаевской лавре. "Они так радуются", – попытались выбраться родители из ими же расставленной ловушки. Несколько дней назад они объясняли сыну, что Рождество – это день рождения, и поздравлять именинника нужно с открытым сердцем и в хорошем настроении. В глубине своих православных душ они даже радуются, что пока не приходится отвечать на другие вопросы. Врать не хочется, говорить правду – тем более. Например, о премьере Азарове, который с помощью батюшки избавлял свой кабинет от тяжелой ауры, оставшейся от Тимошенко. Или о том, почему демонстративное купание в крещенской проруби под прицелом телекамер до недавнего времени было великой честью и тестом на лояльность к первому лицу.
Напоследок – лирическое отступление. Самое странное Рождество в жизни я провел посреди солнечной калифорнийской зимы – на расстоянии нескольких сотен миль от православного храма. Объявление нашли в интернете – местная сербская община намеревалась встретить праздник и по такому случаю арендовала дом. В программе – молитва, угощение и концерт.
Подъехали к одиннадцати пи-эм. Дверь дома по указанному адресу была широко открыта. На уютно освещенной кухне резвились чернявые дети: лопали сладости, хватая их с накрытого стола, что-то пели. Родители ставили свечки в прихожей, почтенные старцы сидели в гостиной, внимая происходящему слуховыми аппаратами. Служил цыганистый батюшка в странной короткой рясе и кроссовках на босу ногу. Ему помогал сын, одетый и обутый по образу и подобию родителя. Наряд юноши дополняли разноцветные фенечки на запястьях и разодранные в мясо голенища пегой джинсы – Кустурица от всего этого плакал бы навзрыд. Служили, как умели: читали Писание, открытое, по-моему, наугад, старательно вытягиваясь перед единственной иконой в помещении. Несмотря на то, что чужаки здесь, судя по всему, появились впервые лет за пятьдесят, фурора это не произвело. Пошептавшись с отпрыском, отец сделал лицо плакатом "Добро пожаловать!" и обратился к нам с пламенной речью на родном ему языке. Мы ответили "сэнкью", на американский манер делая ударение на последнем "ю". Серб удовлетворенно кивнул и повернулся к импровизированному алтарю.
Неожиданно возникло ощущение дома, где недавно появился младенец. Даже несмотря на фенечки, кроссовки на босу ногу и неканоничность происходящего. Люди пришли отпраздновать день рождения Бога – ни больше, ни меньше.
Михаил Кригель, редактор отдела Общество и культура