Разделы
Материалы

Святыни на продажу

Пробудить интерес украинцев к памятникам истории можно, если подойти к ним с точки зрения маркетинга

"Мы ставим себе задачу, чтобы этот город был не меньше Санкт-Петербурга! А со временем он станет столицей Евразии!" Удивленные лица слушателей совсем не смущали отца Валентина – средних лет мужчину, похожего на буддийского монаха: в длинном балахоне и вьетнамках на босу ногу.

Между тем столицей Евразии Червоноград стать не может хотя бы потому, что его нет. Постоянные читатели рубрики Фокуса "Красивая страна" знают о трагической судьбе польского городка (сейчас это место находится в Тернопольской области), разрушенного в 1945 г. во времена украинско-польского противостояния. С тех пор там никто не живет, но красота этих мест просто потрясает. Посреди огромного природного котлована, на острове, опоясанном пересохшим руслом реки, стоят мистические руины замка и костела, а неподалеку грохочет Джуринский водопад – самый большой равнинный водопад Украины. Остров населяют лишь дети из пионерлагеря "Ромашка" и несколько монахов во главе с отцом Валентином. Они молятся в небольшом бараке, обитом вагонкой, но надеются переселиться в костел, если его отреставрируют. Для этого братия даже собиралась обратиться с письмом к Президенту.

Однако мысли Виктора Ющенко находятся за тысячу километров от Червоно­града – в Батурине. Недавно он велел открыть в бывшей гетманской столице военный лицей, а месяцем ранее Батурин получил очередную порцию государственных денег – 10 млн. грн. О грандиозном проекте по восстановлению Батурина страна слышит уже третий год, но Меккой туризма он так и не стал. Ведь это обычное село, посреди которого стоит здание в лесах, мало напоминающее дворец. По-другому Батурин выглядеть и не может – в 1708 г. по приказу Петра I город был полностью разрушен за переход Мазепы на сторону шведов. А в советское время на неудобную страницу российско-украинских отношений наложили табу.

В окрестностях Батурина немало бывших столиц – гетманских и княжеских, сохранившихся куда лучше. Например, Новгород-Северский, отреставрированный по протекции уроженца этих мест Леонида Кучмы. Там даже есть четырехзвездочная гостиница, но туристы туда тоже не стремятся. Значит ли это, что тратиться на реставрацию культурных памятников – неблагодарное дело? Ни в коем случае! Просто можно отнестись к этому, как к бизнесу. И вспомнить традиционные маркетинговые понятия: бизнес-план, целевая группа, бренд-легенда. Иными словами, культурные святыни надо "продавать", как бы кощунственно ни звучало это слово в данном контексте. То есть привлечь украинца в Батурин не потому, что это его "святий обов"язок", а потому, что это интересно. Тогда он заодно и оставит там свои деньги.

И не страшно, что Батурин – не Париж. Как показывает практика, добавленную стоимость можно создать буквально с нуля. Вряд ли северный городок Великий Устюг в российской глубинке привлекал бы более 100 тыс. туристов ежегодно, если бы россиянам не сказали: это родина Деда Мороза! Активно пользуется своим брендом и Урюпинск. Кто не знает – это город в Волгоградской области. Там даже продаются футболки с крылатой фразой "Брошу все – уеду в Урюпинск".

Идей для Батурина может быть масса. Исторические реконструкции битв, регата на казацких чайках по Сейму, возможность остановиться на ночь в комнатах дворца. При нынешнем буме продаж автомобилей и росте благосостояния населения желающих проехаться за 220 км от Киева нашлось бы предостаточно. У отца Валентина бренд-легенда тоже есть: город-солнце. С точки зрения продаж звучит очень заманчиво, хотя имеется в виду всего лишь радиально-кольцевое планирование улиц, наподобие Москвы. Деловито окидывая взглядом окрестности, монах показывает, где будут построены церкви, где дома, а где, почему-то, ипподромы. А пока единственное, что продается в городе-солнце, это разливное пиво. Им торгуют в ржавом автобусе без колес, переоборудованном в полевой магазин.