Мнение: 200 миллиардов причин для скандала
Одним законопроектом власть уводит в тень практически весь поток тендерных закупок
Мой знакомый, народный депутат от Партии регионов, сделав хорошую карьеру по принципу self-made-man, даже в парламенте остался верен себе. И, невзирая на высокий пост, продолжает водить собственный Mercedes. Поэтому, как заправиться и сколько заплатить за бензин, он знает не от водителя. Знает и почем техосмотр. Нардеп слывет прекрасным знатоком бюджетных процессов. Дутые счета за ремонт ему подсунуть крайне сложно. Поэтому я – мегаполисный поклонник метро и такси – консультируюсь у депутата на предмет автомобильной роскоши, о которой регулярно сообщает "Вестник государственных закупок" Министерства экономики.
Например, именно из этого издания я узнал (и передал дальше, в массы), что техосмотр одного "мерседеса" Конституционного суда стоит 80 тысяч гривен. Столько же стоит новый "Ланос". Но понятно, что наши судьи не обычные смертные. У них все должно быть прекрасно: и мантия, и решения, и условия езды. Более того, их автостоянка должна находиться непременно неподалеку от самого КС в центре Киева. Поэтому они и платят 420 тыс. грн. в год за аренду стоянки, обосновывая свой дорогостоящий для налогоплательщиков выбор тем, что смена места автобазы "негативно повлияет на работу судей Конституционного суда".
Также благодаря "Вестнику" узнал, что начальство донецкого и днепропетровского отделений "Укрпочты" катается на "лексусах". Их обслуживание вместе с другими машинами попроще – "маздами", "фольксвагенами" и "ниссанами" – тянет на два миллиона гривен в год.
Или вот еще: правительственный автопарк купил летнюю резину, засветив конкретные марки шин. Поискал в интернете и без всяких консультаций обнаружил такие шины дешевле на 200–300 гривен за штуку.
Подобных примеров по всей Украине масса. Крутые тачки и дорогой бензин – это болезнь всех чиновников. Говорил я об этом и своему знакомому из Партии регионов. Как может рейтинг партии расти, когда тут такое? В ответ он разводит руками. Мол, ничто человеческое нам не чуждо. Даже коррупция, поскольку в наших пампасах коррупция – это больше чем явление. Это наше все. Бороться с ней не принято. Принято ее скрывать. Именно эту священную миссию выполняет законопроект 7532, принятый парламентом на прошлой неделе. Если президент его подпишет, то мы больше не узнаем о дорогих тачках и завышенных ценах на бензин. Дело в том, что государственные и коммунальные предприятия выводятся из-под действия закона о госзакупках, поэтому данные об их тендерах просто не будут больше публиковаться. После этого все госорганы могут смело переводить любые "интересные" закупки на свои предприятия, и чао – прозрачность! Не говоря уже о том, что исчезнут любые данные о закупках бездонного углепрома или "Нафтогаза".
Тендерная коррупция не исчезнет. Мы ее просто не сможем выявлять. Только и останется, что слушать телевизионные стенания Николая Азарова о бедном бюджете, разворованном Юлией Тимошенко. Хотя один только законопроект 7532 уводит из света в тень закупки на 200 миллиардов гривен из годового тендерного потока в 300 миллиардов.
Юрий Николов, один из основателей сайта о госзакупках "Наші гроші"