Разделы
Материалы

Мнение: Эх, дубинушка, лайкнем

Как быть, если правда с тобой, а большинство – нет? Восстать, вооружиться, победить, или погибнуть, умереть, уснуть? Один из вариантов – стать сетевым вирусом

Основатель Facebook Марк Цукерберг объявлен террористом №1 и скрывается где-то в Сахаре. На его поимку снаряжен спецотряд "Пустынные котики". Руководство стран "большой восьмерки" круглосуточно заседает, пытаясь уменьшить вред, нанесенный Цукербергом. Каша заварилась после того, как на всемирном референдуме абсолютным большинством были приняты спорные решения о принудительной лоботомии всех политиков и сокращении календарного года до 9 месяцев. Специальное расследование выявило, что виной всему соцсети: оказалось, агент влияния инопланетян Цукерберг использовал свое детище как инструмент манипулирования сознанием землян. В результате социальные сети признали нарушающими права большинства и подлежащими ликвидации.

Агент влияния инопланетян Цукерберг использовал свое детище как инструмент манипулирования сознанием землян

В этом сюжете, который мог бы стать сценарием голливудского фильма катастроф, все вымысел, кроме одного. Невымышленные научные работы - британские ученые здесь не при чем - переворачивают представления о социальных сетях как неуправляемых и естественно развивающихся сообществах. Как показывают исследования американца Альберта-Ласло Барабаши, которому пророчат славу нового Эйнштейна, для того, чтобы получить полный контроль над соцсетью, достаточно заполучить в активные союзники до 30% ее участников (так называемых, драйверов). Это означает, что покончив с приватностью, социальные сети готовы взяться за съедение еще одной священной коровы западной цивилизации – мифа о демократии как единственной альтернативе диктатуре. Эта альтернатива, к слову, все чаще дает сбои. Как утверждает один из самых бескомпромиссных ее критиков российская писательница Юлия Латынина, немалая часть диктаторов 20-го века приходили к власти именно волей демоса. Большевики победили в Гражданской войне, когда оказалось, что Красную Армию поддерживает больше людей, чем Белую гвардию. Поддержка большинства привела к власти народных любимцев от Муссолини и Гитлера до Мао Цзедуна и Уго Чавеса.

Как работает модель, описанная Барабаши, я начал понимать в разгар недавней истории с Денисом Олейниковым, компанией "ПростоПринт" и футболками "Спасибо жителям Донбасса". На второй день после наезда на него, моя френдлента в Facebook начала заметно заикаться – комментировал происходящее каждый второй. Еще несколько дней спустя она утонула с головой – любые другие темы уже воспринимались с легким недоумением. А когда появились заголовки "Мы вернем нашу страну" и "Человек, у которого украли родину" стало ясно, что Денис уже недосягаем ни для "Беркута" с Генпрокуратурой, ни для ЦРУ с ГРУ - нет еще методов борьбы с человеком, за несколько дней ставшим сетевым вирусом.

Что же из этого следует и как сохранить право на достойную жизнь в меньшинстве? Примерно так же как и в большинстве – ничего особенного. Мыть руки перед едой. Не есть жирное на ночь. Бросать окурки как можно ближе к урнам. Молчать, если не знаешь, что сказать, и говорить, если уверен, что тебя услышат. Не делать гадостей, по крайней мере, сознательно. Не выбирать худшее из зол, даже если кажется, что нет другого выхода. Избегать пафоса и не изъясняться штампами вроде "простого человека" и "долга перед родиной". Если придется спасать семью, немедленно предать родину, рассказав первому попавшемуся врагу все ее тайны – тем более, что врагу они не помогут, поскольку абсурд нашей жизни непобедим. Обходить десятой дорогой восторженных идиотов, потому что они страшнее прожженных циников. И будет нам счастье, звездное небо с нравственным законом и кофе с какао. При всех властях, черт бы их побрал.

Михаил Кригель, редактор отделов Общество и Культура