Разделы
Материалы

Мнение: Всем выйти из сумрака

Живущие в офлайне представители украинской власти наконец признали существование жизни в интернете. Но вступить в контакт с ней пока не готовы

Украина проходила разные этапы политической интернет-активности – запускались сайты ведомств, заводились блоги политиков, депутаты даже ходили с айпедами, демонстрируя свою продвинутость. Теперь же настал черед регистрации политиков в Facebook. Открытое общение или имитация бурной деятельности? Для меня это вопрос скорее риторический.

Удивительно, но в какой-то момент кризис в коммуникации власть имущих с динамичной и деятельной интернет-аудиторией наконец якобы заметили. И даже решили что-то с ним делать. Для начала организовали встречу премьер-министра Азарова с "лидерами онлайн-сообщества".

Позиционировавшаяся как закрытая, встреча в действительности оказалась пресс-конференцией. Нет, не официально. Но по-другому сложно объяснить присутствие 15 (пятнадцати!) телекамер на – еще раз подчеркну – "закрытом" мероприятии.

Во что перерастает пребывание политика и телекамер в одной комнате – знают все.
В конкретном случае – в рассказ о достижениях в виде открытия развязки на Московской площади в Киеве и запуска городской электрички.

Говоря о коммуникациях между обществом и властью, можно сколько угодно предлагать стратегии и инструменты, проводить встречи и заводить блоги. Но имеет ли это смысл, когда в отношениях отсутствует базовая вещь, которая лежит в основе всего, – доверие. Украинские политики давно потеряли ответственность за свои слова, красиво уходят от неприятных им вопросов и чувствуют себя полностью безнаказанными. Они думают, что выборы, на которых собственно и проявляют доверие, их не накажут.

Интернет, как это ни удивительно, несмотря на всю свою виртуальность, очень хорошо позволяет раскрыть людей.

Сегодня существует колоссальный разрыв в информированности людей, которые являются пользователями интернета, и теми, кто получает информацию преимущественно через телевизор.

На сайте "Украинская правда" регулярно пишут о том, какие суммы тратят политики на жизнь и развлечения и остаются при этом безнаказанными. Но читают это максимум 200 тысяч человек в день. Зато на УТ-1, которое смотрят миллионы во всех городах и весях страны, – сплошные позитивные отчеты об открытии упомянутых электричек и развязок. От того, что вещает государственное радио, вообще волосы встают дыбом.

Причин, по которым среднестатистический политик предпочитает условных 15 камер честному и открытому общению, множество. Но ключевая – формат дискуссии. Картинка в телевизоре – это монолог. Часто обрезанный и очень удобный.

К диалогу же большинство власть имущих попросту не готово. Ведь он позволяет увидеть не отретушированную картинку, а истинное лицо человека.

Интернет, как это ни удивительно, несмотря на всю свою виртуальность, очень хорошо позволяет раскрыть людей.

В интернете все происходит быстро. Ответ не отрепетируешь, а сказанную ложь не подстрахуешь псевдофактами. Тут люди, в отличие от телевизора, сами принимают решение, что смотреть и чему верить. И многих наверху искренне пугает, что это практически невозможно контролировать.

Даже сайты официальных ведомств в нашей стране как будто специально спроектированы так, чтобы информацию было невозможно найти. А если каким-то чудом удалось, то чтобы даже с пятого раза нельзя было понять суть изложенного. Ведь кому в трезвом уме нужно, чтобы общественность видела и понимала, чем на самом деле занимается власть и что означает каждый взмах карточки в Верховной Раде?

О кризисе коммуникаций, как, впрочем, и на любую другую тему, наши политики могут сколько угодно говорить при телекамерах. Они расскажут, как искренне они готовы к новым амбициозным проектам. Поведают о своей готовности меняться. Но когда красная кнопка на камере гаснет – наступает реальность, и все начинают понимать: для текущей власти такие коммуникации более чем подходят.

Но подходят ли они нам? Всегда можно делать выбор. Фильтровать информацию, думать и делать выводы. Один из последних трендов в интернете – персональная кастомизация, т. е. настройка всех сервисов и информационных потоков под себя. Жизнь – не репетиция, и второго шанса ни у кого не будет. Пора делать осознанный выбор. Начнем с новостей – закончим политиками.

Артур Оруджалиев, главный редактор издания об украинском интернет-бизнесе
AIN.UA