Разделы
Материалы

Мнение: Третий сорт – не брак

Пытаясь соответствовать социальному заказу, оппозиционеры воюют за звание третьей силы. В этой отчаянной борьбе они все больше начинают походить на власть

В украинской политике, похоже, возникла новая мода: все хотят быть третьей силой. Вполне логично, потому что первая – понятно кто, вторая – сидит, ну а место третьей пока вакантно.
Вот защитница предпринимателей (не путать с олигархами) Александра Кужель – как бы и была вторым лицом "третьей силы", но вдруг осознала, что ее третья уверенно мутирует в первую, а скоро и вовсе сдастся на милость "большого брата". Осознала, объявила об этом на съезде "Сильной Украины" и ушла, пообещав прихватить с собой как минимум половину бывших однопартийцев.

Есть подозрения, что быть первой властью оппозиция на самом деле не хочет – сейчас это слишком неудобное место

Не прочь стать третьей и первая парламентская красавица, она же вторая красавица БЮТ Наталья Королевская. Созданная ею весной этого года общественная организация с незамысловатым названием "Вперед" уже успела наследить – и под Верховной Радой, и в областях, и в прессе. Все это похоже то ли на репетицию избирательной кампании, то ли на ее начало. В общем, выглядит как план "Б". Но есть и план "А": остаться в БЮТ. Постоять за Тимошенко, пока она сидит, а возможно, и вместо нее. Ведь, скорее всего, ни завтра, ни послезавтра, ни на выборы Юлю не выпустят – не за тем сажали. И чей портрет тогда печатать бело-сердечным на предвыборных билбордах? Турчинова? Уже пробовали во время киевских выборов – не сработало. Терехина, Соболева?.. К чему эти рискованные эксперименты, если в запасе есть умная и красивая женщина?

Вот кто не мечтает стать третьей силой, так это Арсений Яценюк. У себя в голове он ею уже давно стал. Активно и вроде бы по делу критикует власть, разворачивает кампанию "Украина против Януковича". Практически не к чему придраться, кроме одного: главный фронтовик подбивает себе подобных бойкотировать выборы, пока Тимошенко сидит. Мол, если она не будет участвовать, давайте и мы из солидарности не пойдем. Но тогда вместо маленьких раздробленных третьесильных оппозиционеров пойдут наскоро состряпанные "протывсихи", "фронты перемен" и прочие детища политтехнологов.

Такой апперкот даже Виталий Кличко смог спрогнозировать. Правда, уже после еще одного кандидата на пресловутое третье место – Анатолия Гриценко, который первым поставил диагноз: "провокация". Впрочем, прозорливость и интеллект вряд ли помогут Гриценко и его "Громадянській позиції" потягаться с соратниками-оппозиционерами за звание третьего проходного. Судя по рейтингу ГП, Гриценко навсегда останется "первым непроходным". Другое дело Кличко. Его "Удар", если верить социологам, вполне может прорваться в Раду, опередив при этом даже "Свободу" Олега Тягнибока.

Хотя, по большому счету, необходимости лезть через головы друг друга у оппозиционеров нет. По данным тех же социологов, в результате парламентских выборов 2012 года под куполом ВР могут оказаться сразу несколько оппозиционных проектов.

В стране, где недоверие к власти растет быстрее, чем цены на базаре, иначе и быть не может. Социальный заказ на оппозицию очень высок. Вот только какую оппозицию? Не карманную, не карликовую, не разобщенную, не маргинальную, незапятнанную, понятную, последовательную…
Но где такую взять? Вопросы так или иначе есть ко всем. Кужель и Гриценко в политике не тяжеловесы. Кличко – тяжеловес, но не в политике. Королевская, Яценюк, Тягнибок – агенты то ли власти, то ли олигархов: ни одно ни другое не доказано, однако серьезные подозрения имеются.

Хотя шанс вскарабкаться на подготовленный бронзовый пьедестал у несовершенных оппозиционеров остается. Утомленный "пацанской" риторикой власти электорат готов простить им мелкие и не очень недостатки, если они смогут удивить. А удивить они могут только одним: прекратить мышиную возню за почетное третье место, отказаться от тайного желания влезть на второе и единым фронтом объявить войну за первое.

Вот только есть подозрение: на самом деле быть первой властью оппозиция не хочет – это место сейчас слишком неудобное и проблемное.

Ольга Кашпор, корреспондент программы "ТСН-неделя", "1+1"