Разделы
Материалы

Право качать

Работая над песенкой «Покоління mp3», по привычке нагрузил мозг всяческой информацией

На сей раз это были данные о падении продаж аудионосителей и о борьбе больших лейблов с бесплатной закачкой mp3-файлов. Спешу всем этим с вами поделиться. Главный вывод неутешителен для музыкантов и логичен для потребителя: мы с вами присутствуем при агонии звукозаписывающей индустрии. Большие игроки по всему миру сокращают персонал и переключаются на онлайн-продажи. С каждым месяцем люди покупают все меньше полноценных альбомов в виде компакт-дисков (кассеты и виниловые пластинки перемещаются в музей, на полку к бобинам) и качают синглы, то есть полюбившиеся песни. Форматы нового поколения SACD (Super Audio CD) и DVD-Audio надежд шоу-бизнеса не оправдали. Откровенно говоря, музыканты тут и сами постарались – эра сильных программных альбомов давно канула в Лету.

Есть три пути: можно купить в официальном интернет-магазине (и тем самым заплатить вознаграждение хозяину музыки) или приобрести то же самое в "сером" магазине, который никакому не платит, или скачать на файлообменнике практически бесплатно (какие-то деньги на трафике зарабатывает интернет-провайдер). Как производители автомобильного горючего довольны растущими пробками, так могут радоваться и интернет-провайдеры: человечество явно будет качать все больше и больше.

Идеализировать при этом европейского покупателя не следует – за прошлый год в среднем один житель Великобритании легально купил в интернете одну песню, заплатив полтора доллара. Никакой Америки я, конечно, не открыл – всем уже понятно, что компакт-диск не вечен. Правда, лет 10 назад аналитики сулили смерть всем носителям, не связанным с компьютером. Речь шла о видеокассетах всех форматов, аудиокассетах и мини-дисках. Компакту отводилась в этой связи роль основного носителя. Как сказал бы Курт Воннегут, много же они понимали...

Разница в качестве звучания компакт-диска и mp3-файла для потребителя оказалась несущественной. Я знаю эстетов, которые слушают только винил или фирменные CD. Но сколько их по сравнению с остальными потребителями?

Потребителю А. понравилась услышанная по радио песня музыканта Б., принадлежащая компании В. Наш А. приходит домой, заходит в интернет, и через 5 минут песня у него на жестком диске, а значит, в машине, телефоне и т. д. Б. и В. – в полном пролете. Компакт-диск в данном случае может использоваться в качестве болванки, на которую искомая песня будет нарезана для прослушивания вне дома. Вот и вся схема.

Как-то раз в ветке на одном из файлообменников я завел дискуссию о том, не стыдно ли людям качать бесплатно украинскую музыку. Ссылался при этом на прецедент с компьютерной игрой S.T.A.L.K.E.R., которую геймеры договаривались покупать официально, дабы дать заработать хотя бы своим. Но, мягко говоря, я был не понят. Мне ответили: музыканты и так зарабатывают на концертах. У оппонентов не было никаких сомнений по поводу несметных богатств украинских музыкантов.

Похоже, рассчитывать на легальные онлайн-продажи в сети моим коллегам не приходится, вся надежда на мобильный контент, там ситуация попроще. Кстати, о концертах. Для украинских меломанов условия – лучше не придумаешь. Во-первых, раньше нужно было из кожи вон лезть, чтобы достать необходимую музыку, сейчас же такой проблемы нет. Во-вторых, забугорные звезды теперь вынуждены давать больше концертов. Гораздо больше, потому как кушать привыкли на полную катушку. Спросите у антрепренеров – в ближайшие два года Украину посетит множество знаменитостей, которые ранее нас избегали. Для поп-идолов концерты из инструмента рекламы пластинок становятся тем, чем они всегда были для украинских музыкантов: источником дохода.

А звезды первой величины были готовы играть по селам, растягивая молодежь из предвыборного Киева. Я не шучу. Ничего, выборов у нас хватит. На всех.

P.S. Статья написана на паркинге возле музея под открытым небом в Переяславе-Хмельницком. Горячо рекомендую посетить (музей, не паркинг).