Мнение: Застрявшие на золотых унитазах
В эпоху потребления многие предпочитают дорогую обертку действительно ценным вещам
"Элитные безделушки для тех, у кого есть все". Даже на такой сайт можно попасть, если поискать в интернете свежие идеи подарков к Новому году. Но ничего, кроме золотых пистолетов, унитазов и мобильных телефонов, "одетых" в кожу питона, я там не нашла. Все это рекомендовали обязательно упаковать в подарочную коробку, обильно украшенную стразами. Блестящая обертка, за которой, увы, нет содержания. Раньше подобное называли мещанством. Говоря языком искусства сейчас, я бы сказала, что это – китч. Что-то вроде яркой белозубой улыбки на глупом лице.
К слову, об улыбке. В самом начале 90-х одна американка – владелица сети стоматологических клиник, приехавшая осваивать непостижимые просторы только что распавшегося Союза, приятно улыбаясь и намазывая хлеб икрой, рассуждала: "Ну да, вы – интеллектуалы. У вас космос и светлые головы, Чайковский и Эрмитаж, но при этом, простите, плохие зубы".
Новая машина с кожаной обивкой под цвет глаз, золотые пепельницы, шкатулочки для одного бриллианта в энное количество карат стали смыслом жизни
Теперь у нас прекрасные белозубые улыбки. Мы открыли для себя весь мир, получили новые возможности, научились строить бизнес, но забыли, что такую роскошь, как хороший вкус, за деньги не купишь. Это нужно воспитывать.
Думаю, если бы кому-то из тех людей, которые встречаются на закрытых показах арт-ярмарок или по несколько раз выстаивают длинные очереди в Эрмитаж, преподнесли бутылку шампанского в упаковке, инкрустированной блестящими камнями, они скорее обиделись бы, чем воодушевились. Даже больше – человека, подарившего эту нелепость, не воспринимали бы всерьез. Эти люди, будь то солидный бизнесмен, коллекционер или профессор, почитающий искусство, ценят интеллект и глубину идеи. Именно то, что определяет хороший вкус.
У нас же в эпоху потребления ценности немного поменялись. Сегодня люди, которые могут позволить себе еще что-то, кроме самого необходимого, увлекаются всевозможными кричаще дорогими вещами. Очередная машина с кожаной обивкой под цвет глаз, золотые пепельницы, шкатулочки для одного бриллианта в энное количество карат стали смыслом жизни. Это, конечно, определяет стиль и статус, но, простите, какой стиль и какой статус? Нувориша, не имеющего представления о том, что большие бриллианты днем – это дурной вкус?
Теперь даже покупка произведения искусства зачастую происходит, как говорится, под интерьер. Недавно один, несомненно, важный господин выбирал в галерее художественное произведение для новой квартиры. "У меня весь интерьер от Cavalli. Мне нужно яркое пятно в спальню", – деловито сообщил он. "Ярким пятном" стала работа Анатолия Криволапа, классика украинского современного искусства. Важный господин создал антураж мнимого ценителя искусства – и прекрасно: ценный предмет приобрел, вписал в интерьер, повесил над диваном. На этом и остановился. Жаль только, что чувственная живопись Криволапа так и будет восприниматься лишь как пятно на фоне интерьера от Cavalli. А хороший вкус упомянутого господина –
определяться правильно подобранными крокодиловыми туфлями.
Думаю, даже в эпоху потребления стоит найти возможность насладиться "закатом" Анатолия Криволапа. Или попробовать разгадать символику практически баррочных работ Арсена Савадова. Да, для этого нужно кое-что увидеть. А еще лучше – прочесть и обдумать. Но зато вам откроются богатства, которые трудно спрятать в шкатулку для бриллиантов.
Татьяна Миронова, владелица Mironova Gallery