Разделы
Материалы

Мнение: Крепостное бесправие

Законопроект о рынке земли создает тепличные условия для спекулянтов и бюрократов. А крестьяне и фермеры будут возделывать землю на правах крепостных

Принято считать, что Украина – житница Европы, а украинские черноземы интересуют инвесторов ничуть не меньше кувейтской нефти. На деле же мы давно уступили рыночное первенство менее плодородным, но более эффективным Польше и Голландии. Даже самых отчаянных инвесторов напугал уровень экономической свободы в Украине, который сравним с ситуацией в Северной Корее, и коррупция, как в Сьерра-Леоне. И все-таки черноземы – по-прежнему главное богатство страны.

Между тем с новым законопроектом о рынке земли, принятым Верховной Радой в начале декабря в первом чтении, такого богатства может скоро не стать. Этот правовой акт появился вместо отбракованного ранее экспертами и обществом правительст-венного варианта. Как ни парадоксально, но он вобрал в себя не только многочисленные дефекты предыдущего документа, но и приобрел новые.

К примеру, авторами законопроекта декларируется продажа земли исключительно гражданам Украины. Но на деле, согласно документу, земли несельскохозяйственного назначения могут быть куплены как гражданами Украины, так и подданными других государств. Такой пункт дает возможность с помощью терминологических манипуляций исключить землю из категории земель сельхозназначения для продажи иностранцам. Есть опасность, что земли начнут массово перепрофилировать.

По сути, власть создает условия для скупки земель нескольким допущенным к переделу семьям. Традиции захвата госсобственности сохранены: сами за бесценок скупят земли, а потом продадут уже втридорога иностранцам.

Новый законопроект о рынке земли предлагает создать Государственный земельный банк, основная задача которого – кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог земли и другого имущества. Земельному банку будет принадлежать исключительное право залогодержателя земель. Эта монополия сделает рынок земли еще более забюрократизированным и автоматически создаст суперприбыльный бизнес, который породит огромное количество злоупотреблений.

Можно уже сейчас сделать вывод, что наполнить бюджет за счет прозрачной аукционной продажи земель не удастся

Кроме того, законопроект предусматривает формирование Фонда земель сельскохозяйственного назначения как одного из фондов Государственного земельного банка. Но распоряжаться этим фондом будет правительство. А это прямой путь к коррупции и разбазариванию колоссальных объемов земель.

Стоит отметить, что процедура продажи земли гражданами (из рук в руки) также крайне забюрократизирована и фактически не предусматривает аукциона.

И, наконец, закон сохраняет процедуру "силового" переселения на другие земли собственников 25% паев земельного массива, если против них объединится более 75%. Это категорически недопустимо. Средства консолидации земель должны быть добровольными, иначе результат мы увидим в криминальных хрониках.

Внимательно прочитав законопроект, можно уже сейчас сделать вывод: наполнить бюджет за счет прозрачной аукционной продажи земель не удастся. Как не удастся уменьшить давление бюро-кратов на сельскохозяйственных производителей.

Земля работает и приносит огромные доходы, но не работающим на ней людям, а коррупционерам, связанным с властью, и ее наместникам. Власти снова говорят о необходимости создания агропредприятий-колхозов. Только, в отличие от советских колхозов, их владельцем будет не государство, а коммерческие структуры, близкие к власти. Похоже, нам удалось повернуть время вспять: после социализма и постсоветского капитализма к нам пришел феодализм.

Очевидно, истинная цель законопроекта – создать тепличные условия для спекуляции землей. При этом простой запрет продавать один и тот же участок земли чаще, чем раз в 5–7 лет, сразу бы нивелировал интерес спекулянтов к земле, ограничил бы спекулятивное вымывание денег из сельского хозяйства.

Но, к сожалению, в нынешнем парламенте рациональные предложения по земельной реформе не имеют шансов. Поэтому можно приветствовать решение о продлении моратория на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения до 1 января 2013 года. За это время должна быть проведена полная инвентаризация земель и принята общегосударственная программа социально-экономического, экологического и культурного развития сельской местности.

Андрей Пышный, заместитель председателя партии "Фронт змін"