Разделы
Материалы

Мнение: Просьба к генералу

Пока сотрудники правоохранительных органов от руки заполняют протоколы, мелкие воры в полной мере освоили достижения технологического прогресса

Когда протискиваешься между кордонами оцепления в здание суда, когда смотришь на митинг через ряд могучих спин в бронежилетах, когда снимаешь для новостей СИЗО на Лукьяновке, понимаешь: вот они, доблесть и честь нашего государства. Стерегут бабушек и дедушек, которые держат плакаты "Свободу Юле". Новое обмундирование, у некоторых даже вместо раций маленькие микрофончики, тянущиеся от уха до рта, – как в американских фильмах про спецназ. Часто можно увидеть и новые автозаки, возможно, те самые, на закупку которых летом МВД потратило 6 млн. грн. Боюсь даже считать, в какую сумму обходится бюджету организация подобных акций "по обеспечению порядка", ведь порой милиционеров больше, чем митингующих, и каждого нужно привезти, увезти и еще кормить весь день. Но все это за последний год стало привычным. В смысле, что все мы свыклись с тем, что именно вот такие кордоны и являются работой милиционеров.

Ответ милиционера прозвучал как диагноз: "У нас еще не провели интернет, мы будем искать по своим каналам"

За эту неделю я успел два раза тесно пообщаться с другими сотрудниками правоохранительных органов. Теми, кто, пожалуй, чаще сталкивается с криминалитетом. Только криминалитет этот дальше от политических орбит и ближе к нам с вами. Первый раз – когда у меня из машины вытащили сумку с паспортом и идентификационным кодом, да еще и ключами от квартиры. Дело было так. Заехал в ателье забрать джинсы. Остановился прямо перед входом, не было меня минуты три от силы. Возвращаюсь – с заднего сиденья пропала сумка, просто испарилась. Стекла целые, машина закрыта, сигнализация не пищит… Мистика. Оказалось, ничего сверхъестественного, случаев таких по Украине полно. Воришки вовсю используют технологический прогресс, уже давно придумав сканер, который считывает сигнал охранной системы (тот самый пип-пип), когда вы закрываете автомобиль.

Дальше дело навыка – вычислить небдительного человека, оставляющего вещи на сиденье, и быстренько обчистить.

Я, конечно, в милицию. Подольское райуправление Киева встретило меня коридором с евроремонтом, стендом с информацией о разыскиваемых преступных элементах и вежливым вопросом дежурного: "Чем помочь?". Я был даже удивлен. После короткого пояснения дежурный на входе вызвал дежурного по району, который повел меня по ступенькам на третий этаж писать заявление. На первом лестничном пролете кончился евроремонт, на втором появились дырки в линолеуме, к третьему мне показалось, что я попал в помещение какого-то госархива, который не финансируют с 1956 года.

Но не в этом дело, понятно, что с финансами в МВД туго, слава Богу, хоть приемную для граждан подкрасили. Куда интересней было наблюдать, как работает оперативный сотрудник, принимая заявление. От руки он заполняет один протокол, потом другой, третий. При этом монитор компьютера, стоящий рядом на столе, пугает своей чернотой. А когда я не смог назвать точного адреса места происшествия, дежурный упорно пытался найти его в карте – стареньком бумажном атласе Киева, напечатанном, по-моему, еще в те времена, когда компьютеры называли ЭВМ. В этом отдельно взятом участке Google Maps даже в 2011 году так и не смог составить конкуренцию старому проверенному способу с алфавитным указателем в конце и разделением на квадраты, в которых проходят улицы. Я понял, почему, уже позже, когда столкнулся с милиционерами из другого района – Шевченковского.

Всего пару дней спустя после этого инцидента у моей коллеги украли iPhone –
вытащили прямо из сумки в магазине площадью в 20 кв. м. Снова милиция, снова пояснения-объяснения, протоколы от руки и все такое прочее. Оперативные сотрудники пообещали искать телефон по IMEI-коду, на что потерпевшая предложила ускорить процесс и определить местоположение аппарата через сайт Apple. Ответ был как диагноз всей правоохранительной системе: "У нас еще не провели интернет, мы будем искать по своим каналам".
На нынешней неделе страна отмечает День милиции. И в этот светлый праздник, товарищ, теперь уже генерал Захарченко, у меня к вам просьба. Пожалуйста, обеспечьте хотя бы самым необходимым, в том числе и интернетом, людей, которые действительно ловят преступников. Это недорого – у меня дома безлимитный трафик, которого вполне хватило бы на целый райотдел, стоит 100 гривен в месяц.

Аким Галимов, специальный корреспондент телеканала "Интер"