Разделы
Материалы

Мнение: Налог на налоги

Заставить власть создать благоприятное налоговое поле может только угроза наполнению бюджета, а значит — ее личному благополучию

Недалеко от моего дома расположена районная налоговая служба. Раньше о том, что в неприметном здании на территории бывшего детского сада находится именно налоговая, мало кто знал. Но когда был принят Налоговый кодекс, жизнь двора круто изменилась. Теперь дорогу к местной инспекции покажет любой: алкоголики, оккупировавшие беседку у спортплощадки, молодые мамы с детьми на качелях и, наверное, даже стайка собак, живущих в окрестности.

Перманентный процесс налоговых изменений — такая же примета работы новой власти, как половинчатые реформы, передача госимущества в одни руки и тотальный рост цен

Перманентные налоговые изменения — такая же примета нынешней власти, как половинчатые реформы, передача госимущества в одни руки и тотальный рост цен. Налоговый кодекс только за первый год существования переписывали множество раз. Причем чаще всего изменения касаются как раз тех, кто работает по упрощенной системе.

В действиях власти нет ничего удивительного — предшественники по схожей схеме выбирали объект, за счет которого можно было регулировать потоки поступлений от налоговой службы. При Леониде Кучме изменения вносили в бюджет, определяя величину десятины от той или иной отрасли, а потом налоговики "прессовали" выбранных бизнесменов. При премьере Юлии Тимошенко, если налоговой надо было собрать дополнительные средства, под давление попадали недружественные бизнесмены. А вот при Викторе Януковиче под раздачу попали самые незащищенные — малые и средние предприятия.

Только в редких случаях власть идет навстречу той или иной части "малых" бизнесменов. Например, когда чувствует, что перегнула палку и, возможно, бизнес предпочтет просто отказаться от работы. Неслучайно, обнаружив после перерегистрации, что предпринимателей-упрощенцев стало на 70 000 меньше — одни передумали вести бизнес вообще, другие перешли на общую систему налогообложения — "упрощенный" режим решили и вправду немного упростить. Так в парламенте оказался законопроект с новыми правками в многострадальном кодексе. Документ предусматривает немало уступок малому бизнесу. Например, предлагается вернуть в единый налог ювелиров, ввести годичный мораторий на проведение проверок единоналожников, которые только перешли на эту систему, а также внедрить механизм перехода между группами плательщиков с возможностью зарегистрироваться плательщиком НДС.

Власть готова идти малому бизнесу навстречу лишь тогда, когда чувствует его силу. Первый показательный случай был во время обсуждения кодекса и налогового майдана. После того как водители автобусов пригрозили перекрыть все подъезды к столице, власть вернула транспорт­ные услуги в перечень "единоналожных".

Сейчас подобное происходит с IT-предпринимателями — правительство и парламент готовы ввести для них налоговые льготы. Соответствующий законопроект уже прошел первое чтение, и велика вероятность, что пройдет и второе. Мол, нужно поддерживать местные IT-проекты, чтобы как-то переломить тенденцию к повальной эмиграции наших программистов. Однако это не помешало парламентариям в 2011 году лишить многих айтишников возможности работать по упрощенной системе налогообложения, а в июле ввести на IT-услуги налог на добавленную стоимость.

Нынешняя уступчивость может быть связана с DDOS-атаками на сайты правительственных органов. Формально нет причин связывать налоговые льготы и закрытие ex.ua — законопроект был подан в парламент еще в декабре. Но, очевидно, власть все же испытала страх и замешательство и активизировала свою поддержку IT-сферы, наглядно продемонстрировавшей свои возможности.

Наталия Гузенко, обозреватель журнала Фокус