Унесенные брендом. Мировые IT- производители формируют нацию технофанов
Высокотехнологичные бренды приучают к тому, что их продукция нужна нам как воздух. Но когда харизма торговой марки увлекает подростка, это похоже на болезнь, от которой его хочется спасти
Мой 11-летний сын стал "яблочником". Как Apple удалось так быстро заманить его в лагерь своих фанатов, для меня до сих пор загадка, ведь ни одного гаджета этой компании дома нет. Но вот уже пару месяцев практически каждая фраза, которую он выдает, так или иначе связана с "яблочной" продукцией. Он дергает меня за рукав, когда в транспорте видит у кого-то iPhone или iPod, в сотый раз рассказывает, чем, собственно, отличается MacBook Air от MacBook Pro.
А после визита в офис идентифицирует маминых коллег исключительно по тем гаджетам, которые заметил на их столах. Услышав их имена в разговоре, он теперь уточняет: "Это Катя, у которой MacBook Air? Игорь, у которого iPad? Тот Денис с iPhone?"
"Яблочники" — особая нация технофанов. Их лояльность и преданность компании похожа на вечную подростковую влюбленность
Еще недавно сын воспринимал любые гаджеты с олимпийским спокойствием, а компьютерным играм предпочитал конструктор и наборы для химических или физических опытов. Морозильная камера всегда была оккупирована баночками с замерзшими разноцветными жидкостями, состав которых определялся с трудом. На столе в коробках теснились провода, магниты, мотки проволоки, фрегат, собранный из кирпичиков Lego.
Apple пробрался в дом тихо, но явно с желанием остаться надолго. Не было шумных требований купить iPhone любой ценой. Никаких истерик возле стоек с iPad в магазинах техники, хотя оторвать сына от игры Fruit Ninja было непросто. Безобидное увлечение продукцией Apple поначалу не вызывало у меня особых опасений.
У подростка в век высоких технологий должны меняться приоритеты, не всегда же ему строить пластмассовые города и собирать фонарики из подручных средств. Но вот логотип Apple стал красоваться на настольном зеркале, потом все браузеры на домашнем компьютере пали жертвой естественного сетевого отбора, уступив место Safari. Теперь пробираться в виртуальный мир приходится через врата "яблочного" сервиса. Наш скромный монитор получил черную метку — силуэт Apple поверх логотипа LG, а виртуальный город в популярной "ВКонтакте" игре Super City сын торжественно назвал iPhone 4S. Пробирки и баночки с химическими реактивами с его стола исчезли.
Невольно всплыли в памяти пародии-ужастики на продукцию Apple, которых немало в интернете. В этих роликах главным героем является персональный помощник Siri, разработанный специально для iPhone 4S. Сюжеты короткометражек просты: люди получают в подарок или находят айфон и начинают общаться с виртуальной помощницей Siri. Для всех это заканчивается плачевно — приложение расправляется с новыми хозяевами в лучших традициях хичкоковского триллера.
Бренд Apple давно стал своего рода религией. Многие магазины этой компании напоминают церковь. Здесь есть высокие арки, каменные стены, стеклянные лестницы, уводящие вас к очередной порции гаджетов прямо под купол второго этажа. А вся продукция распложена на столиках-алтарях посреди просторных залов. В документальном фильме Би-Би-Си "Секреты создания супербрендов" группа ученых провела эксперимент. Поклоннику Apple показывали изображения с продукцией компании и наблюдали за тем, как изменяется состояние его мозга.
Оказалось, что часть мозга, отвечающая за зрение, активизировалась при появлении гаджетов Apple. На товары других брендов мозг "яблочника" практически не реагировал. По словам ученых, точно так же мозг верующих людей отзывается на религиозные символы.
"Яблочники" — особая нация технофанов. Их лояльность и преданность компании похожа на вечную подростковую влюбленность. На расспросы о том, что же такого особенного в товарах от Apple, знакомые фанаты все как один отвечают: "Они как будто созданы специально для меня".
Компанию моему подрастающему "яблочнику" составляют американские — да, пожалуй, и не только — подростки. Согласно опросу компании Nielsen, проведенному в конце прошлого года, почти половина американских детей в возрасте 6–12 лет грезит только об электронном устройстве от Apple. Армия "яблочников" растет из года в год. Может, отчасти благодаря огромному количеству познавательных семейных приложений или игр вроде Angry Birds, которые были раскручены именно i-гаджетами и не покидают рейтинги лучших программ для "яблочных" товаров. Но надеюсь, что в этой армии будут не только банальные юзеры. Хочется видеть больше таких, как 13-летний калифорнийский школьник Томас Суарес, который самостоятельно написал несколько приложений для iPhone и iPad и сумел продать их в AppStore.
Яна Седова, редактор отдела "За рубежом"