Продолжение следует. Просмотр сериалов не всегда бывает пустой тратой времени
Просмотр сериалов — не обязательно пустая трата времени, если вы нашли тот, который этого времени стоит
Когда я училась в школе, родители каждое лето отправляли нас с сестрой к бабушке — гулять на свежем воздухе, объедаться пирожками и высыпаться. Первое и второе получалось хорошо, а вот выспаться была проблема. Каждое утро в 8.20 бабушка смотрела по телевизору свой любимый сериал о любви бедной, но честной мексиканской девушки и богатого, но благородного мексиканского парня. У телевизора плохо регулировался звук, поэтому, сами того не желая, мы хоть и не смотрели сериал, зато все отлично слышали. Бабушка, кстати, потом обязательно звонила своим подружкам, чтобы подробно обсудить увиденное. И вот тут мы ее прекрасно понимали.
Каждый раз, собираясь с друзья-ми, мы тоже непременно говорим о сериалах. Когда выйдет новая серия "Хауса" ("Теории большого взрыва", "Декстера", "Сплетницы", список можно продолжать долго)? Что скачивать, когда закончатся все свежие серии на этой неделе? Что, в конце концов, смотреть, когда закончатся все сезоны всех любимых сериалов? Последний вопрос, кстати, самый сложный: хороших сериалов не так много. Гораздо меньше, чем хороших фильмов.
Хороший фильм можно посмотреть один раз, потом в лучшем случае пару раз в год пересматривать. Сериал — еженедельное общение с одними и теми же героями
Таких сериалов-эпох не так уж и много. "Клан Сопрано", например, о мафиози с тонкой душевной организацией. Или "Затерянные", финала которого поклонники ждали с таким нетерпением, словно это касается их лично и перевернет всю жизнь. Или "Секс в большом городе" —
ну да, он для девочек, но даже мальчики, которые не выдерживали и одной серии, все равно в курсе, что там четыре героини: блондинка, брюнетка, рыжая и Кэрри Брэдшоу. Или тот же "Доктор Хаус": восемь лет — достаточный срок для того, чтобы наладить дружеские отношения даже с эксцентричным мизантропом.
Еще не стал классикой, но уже претендует на это сериал "Как я встретил вашу маму" — история о пятерых друзьях идет уже седьмой сезон и похожа на "Друзей" нашего времени. Или "Безумцы" —драматичный сериал о работниках рекламы середины 1950-х, ввевший пять лет назад моду на ретро в американской телеиндустрии. Или "Во все тяжкие" об учителе химии, которому диагностировали терминальную стадию рака и который из-за этого решил радикально изменить жизнь и стал синтезировать наркотики.
Да, список выглядит разнородно, но и в выборе любимого сериала нет четких правил, каждому свое. Главное, чтобы персонажи были симпатичными, заставляли сопереживать и даже вызывали у зрителя ощущение полного отождествления себя с героем. В большом кино это правило тоже работает. Но большое кино — два часа экранного времени. А сериал — от 12 до 24 серий в одном сезоне. И тут, если герой не нравится сразу, можно оценить качество постановки, уровень сценария, размах декораций. И бросить после трех первых серий, потому что если нет контакта зрителя с персонажем — значит, все, близкие отношения вряд ли сложатся. Как в обычной жизни: дружить через силу не получится.
И вот тут у создателей сериалов начинаются сложности. Во-первых, предугадать заранее, что вызовет отклик у зрителя, почти невозможно. "Персонаж не должен быть положительным, он должен быть интересным, —
говорит Дэвид Шор, человек, придумавший доктора Хауса. — Я иногда жду, что мне принесут записку от продюсеров канала Fox со словами: "Сделай его более симпатичным. Вручи ему щенка. Придумай ему умирающую бабушку". Но нет, записку все не приносят". Просто зрителям Грегори Хаус нравится и таким: эгоистичным, хамоватым и саркастичным.
Во-вторых, в сериалах жанровые рамки гораздо жестче, чем в кино. Если это комедия положений, герои обязаны попадать в глупые ситуации. В плохом ситкоме эти ситуации вызывают не смех, а раздражение, а персонажи кажутся вырезанными из картона.
В хорошем ситкоме персонажи тоже немного карикатурны, но на эти условности глаза закрывать легко и приятно, и даже смех за кадром не заметен, потому что, когда он звучит, ты тоже смеешься.
И вот у тех телевизионщиков, кому удается придумать интересного персонажа с неожиданным характером, вписать его в жанровые условности, но избежать банальных шаблонов, получаются такие сериалы, на которые не жаль потратить время. Более того, это те сериалы, которые не зазорно потом купить на DVD для личной видеотеки и по-ставить на полку рядом с классикой большого кино.
Юлия Куприна, обозреватель отдела Культура журнала Фокус