Уроки русского. Победа Путина на президентских выборах — отличный пример для Януковича
Победа Владимира Путина на президентских выборах в России — отличный пример для Виктора Януковича и наглядное предупреждение для украинской оппозиции
Загуглите словосочетание "Янукович подражает Путину" и найдете множество случаев, когда президента Украины обвиняли в попытках стать похожим на российского национального лидера. Янукович в годовщину инаугурации проводит телевизионную прямую линию с народом — это он у Путина скопировал. Янукович по-новому выстраивает систему отношений с европейскими институтами — да он лучший ученик Путина! Целые трудовые коллективы записывают в Партию регионов — конечно, по образцу и подобию путинского "Народного фронта", в который даже одна психиатрическая больница вступила в полном составе.
Янукович, может, на самом деле и не обезьянничает, а Путин для него вовсе не ролевая модель, но подозревать его в этом удобно и естественно. Украина, надо признать, нередко норовит скопировать далеко не лучшие российские законы. Например, отменить переход на летнее время (друзья украинцы, не наступайте, пожалуйста, на эти русские грабли!), переименовать милицию в полицию, ничего не изменив по сути, отменить в избирательных бюллетенях графу "против всех" или же ввести пятипроцентный порог вхождения в парламент для партий. Не все подобные инициативы удается протащить без боя — со временем и милицией Украина пока держится, но, видно, кровные узы двух народов достаточно сильны, и делать глупости иной раз хочется одни и те же.
Отсутствие у оппозиции одного, всеми признанного лидера не позволяет перехватить власть у действующего президента
Если это так, не пора ли задуматься о том, чему научила Виктора Януковича и его оппонентов недавняя победа Владимира Путина на президентских выборах? Путин, даже если ему приписали 10–15% голосов, — самый популярный политик в нынешней России. Никто из оппозиционеров — ни те, кому позволили участвовать в выборах, ни те, кого разными способами удалось выкинуть за борт еще до голосования, — не обладает таким личным рейтингом. Как бы российская оппозиция ни протестовала против нечестного подсчета голосов, похоже, во всех регионах, кроме Москвы, многие признают, что Путин-таки победил. Ему все еще доверяет гораздо больше людей, чем кому бы то ни было еще. Отчасти поэтому в московских митингах протеста, до выборов привлекавших под 100 000 человек, после путинской победы участвуют 20 000–30 000.
У Януковича ситуация несколько иная. Согласно февральскому опросу социологической группы "Рейтинг", он, как и Путин, самый популярный политик в своей стране. Если бы выборы состоялись сейчас, он набрал бы 19,7% голосов. Правда, при этом Юлия Тимошенко получила бы почти столько же, 19,4%, а Арсений Яценюк — 12,8%. Для Путина такая предвыборная ситуация была бы слишком неуютной.
Что делать, если не получится до января 2015 года нарастить популярность и создать серьезный отрыв? Ясное дело: ни в коем случае не выпускать Тимошенко из тюрьмы — как не выпускает Путин Михаила Ходорковского, вполне способного стать сильным лидером оппозиции, — и упрятать куда-нибудь подальше Яценюка. Что должна делать оппозиция? Бороться за освобождение Тимошенко или без лишних оговорок объединяться вокруг следующей по силе фигуры.
Победа Путина 4 марта показала: отсутствие у оппозиции одного, всеми признанного лидера не позволяет перехватить власть у действующего президента. Среди участников московских протестов бытует мнение, что лидер не очень-то и нужен. Во-первых, его появление чревато развитием нового вождизма, который может оказаться ничем не лучше старого. Во-вторых, выбирать единого лидера трудно из-за разнородности политических повесток в стане оппозиции: любая фигура кого-то да не устроит идеологически. В-третьих, у многих лидеров есть личные амбиции, и лучше не давать этим амбициям столкнуться, а ходить на митинги всем вместе, сосредоточившись на каком-нибудь приемлемом для всех требовании — например, на честных выборах.
Все это оказалось интеллигентским трепом. На выборах президента, как сказал пришедший в России третьим к финишу Михаил Прохоров, бывает только одно место — первое. И кто-то должен его занять. Если нет других серьезных претендентов, займет его тот, кто уже президент, потому что у него уйма возможностей — от неограниченного доступа к медиа до административного ресурса, способствующего "правильному" голосованию и подсчету его итогов.
Нет никаких сомнений в том, что Янукович досконально изучит опыт Путина, готовясь к избранию на второй срок. С точки зрения удержания власти, перед ним не худший пример для подражания. Особенно если украинские оппозиционеры будут и дальше повторять ошибки своих российских визави, и в первую очередь главную из них, связанную с нежеланием или неспособностью выбрать единого лидера.
Леонид Бершидский, редактор-консультант группы деловых изданий Украинского Медиа Холдинга