Перебои в жизни. Какие перспективы у украинцев за 40 и их западных ровесников
Качество жизни украинцев настолько низкое, что некоторым непросто дожить и до 40-летнего рубежа — возраста, в котором у европейцев, согласно классике советского кинематографа, "жизнь только начинается"
Моя знакомая украинка Катерина живет и работает в Дублине. Она стоматолог. Трудится в частной клинике. Однажды у ее шефа, бодрого ирландца, разменявшего уже восьмой десяток, умерла тетя. Ей было 87 лет. Он несколько дней сетовал: "Рано ушла. Не берегла себя".
Катерина не перестает удивляться тому, как относятся к своему глубоко пенсионному возрасту ее клиенты. "Я часто слышу: "Вы мне каналы полечите, зуб ни в коем случае не удаляйте". И это говорят бабушки, чьи украинские ровесницы уже давно смирились со вставными зубами. У ирландцев совершенно другое качество жизни. И это позволяет им оставаться активными еще много лет после выхода на пенсию. Чем старше они становятся, тем больше льгот получают. Те, кому за 70, имеют право на бесплатные медикаменты, визиты к врачу, дотации на бензин, льготы при оплате бытовых счетов и проезда в транспорте. Ирландские пенсионеры живут не спеша и в свое удовольствие.
Украинским пенсионерам о качестве жизни думать не приходится. Тут хотя бы дотянуть до заветной пенсии. Согласно свежим данным Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, соотечественники на целых десять лет отстают от населения Европы и стран СНГ по продолжительности жизни. Смертность в некоторых регионах страны сравнивают со временами Голодомора. Каждый десятый украинец не доживает до 35-летнего возраста. Такая ситуация наблюдается разве что в африканском Конго.
Каждый четвертый обладатель паспорта с трезубцем сегодня не доживает до 60 лет. И каждый четвертый украинец готов уехать из страны, чтобы уже никогда не возвращаться
В развитых государствах в эти трудоспособные, полные сил и энергии годы кто-то лишь начинает задумываться о создании семьи, рождении детей, кредите на покупку собственной недвижимости.
В Ирландии никто не смотрит на возраст новоиспеченных студентов или выпускников, говорит Катерина. Ее супруг получил профессию юриста лишь после рождения их первого ребенка. Для него, немолодого практиканта, нашлось место в солидной юридической компании.
Для украинцев 40-летний рубеж зачастую становится точкой окончательного списания в утиль. Какой уж тут кредит, если даже поиски работы превращаются в борьбу за выживание. 35–45-летним соискателям работодатели предлагают в сто раз меньше вакансий, чем их неопытным, но молодым 25-летним конкурентам. Не успел проскочить по карьерной лестнице до этого возраста — опоздал на праздник жизни. И даже если удается пристроить трудовую книжку, это дает лишь небольшой шанс на относительное благополучие. Четверть семей украинцев, в которых работают оба супруга, живут за чертой бедности.
Безработица и скромные зарплаты — лишь часть из той вереницы проблем, с которыми приходится иметь дело "маленьким украинцам". Плохая экологическая ситуация, хронические заболевания, вызванные употреблением алкоголя, некачественная медицина и продукты питания, плохая вода и стрессы — все это сокращает жизнь соотечественников в среднем на 15 лет.
На этом фоне заявления пышущего здоровьем президента о том, что работа по улучшению качества жизни будет продолжена, выглядят как издевательство. Неудивительно, что граждане предпочитают следить за "покращеннями" по ту сторону государственной границы. За последние полгода в результате принудительного "улучшения" за рубеж сбежало столько же украинцев, сколько выехало за предыдущие четыре года. В 2011 году более
850 000 украинцев подали заявки на участие в розыгрыше американской Green Card. 80% украинских студентов сегодня хотели бы выехать из страны. В стремлении к лучшей жизни за океаном нас опять опережают только африканские братья по несчастью — жители Ганы и Нигерии.
И пусть патриоты бросят в меня камень, но я понимаю и поддерживаю этих "запроданцев". Никто не плюет в спину уезжающим в Британию полякам, иммигрирующим в США немцам или же литовцам, которые предпочитают прибалтийскому воздуху скандинавский. В нашем случае на тех, кто просто устал любить родину без взаимности, принято вешать ярлык предателя. А почему? Неужели стоит тратить время, силы и таланты на вечную борьбу с жэками, купленными судами, ломающими детскую психику учителями и врачами, которые не несут никакой ответственности за совершенные ими ошибки? И знать, что твои дети будут вынуждены провести свою жизнь в такой же бессмысленной борьбе?
Каждый четвертый обладатель паспорта с трезубцем сегодня не доживает до 60 лет. Каждый четвертый украинец готов уехать из страны, чтобы уже никогда не возвращаться. Выходит, для кого-то уехать — значит выжить. А любить родину можно как утомительного и непутевого родственника — издалека.
Яна Седова, редактор отдела За рубежом