Разделы
Материалы

По собственному желанию. Какими окажутся последствия нового Трудового кодекса

Новый Трудовой кодекс — иллюзия реформы, которую власть пытается показательно провернуть накануне парламентских выборов, не слишком задумываясь о ее последствиях

Проект нового Трудового кодекса с подачи депутатов Партии регионов попал в парламент еще в 2007-м. Теперь уже трудно вспомнить, сколько тогда было дискуссий вокруг этого документа. Но четыре года назад его таки приняли — в первом чтении. К рассмотрению во втором чтении документ подготовили лишь в 2012-м, за полгода до парламентских выборов. Почему Трудовой кодекс нужен именно сейчас? И что он даст обычным украинцам?

За два года президентства Виктора Януковича реформ было предостаточно, но практически все изменения оказались "бракованными". Налоговая, пенсионная, медицинская, образовательная — список длинный. По факту ни одна из реформ по сути ничего не поменяла. Хуже того — большинство нанесло урон. Вот и запылившийся Трудовой кодекс накануне выборов — отличная возможность поговорить об очередной реформе, при этом фактически ничего не изменив.

Необходимость принятия нового законодательства в трудовой сфере авторы проекта объясняют просто: стране нужны социально-экономические преобразования. Кроме того, существует ряд норм по трудовым вопросам, а действующий Кодекс законов о труде применяется еще с 1971 года. Кстати, две последние задачи успешно выполнены: законы с учетом старого кодекса теперь переписаны в один новый кодекс. Все это дополнено декларациями о незыблемости прав работников, "обязательностью" обязанностей работодателей, недопущением дискриминации, запретом принудительного труда и т. д. Казалось бы, очередная реформа готова. Если бы авторы не предложили свое видение отдельных законодательных норм.

Например, трудно объяснить попытку осложнить гражданам процесс приема и увольнения с работы. Проект кодекса предусматривает заключение трудового договора только в письменной форме. Также договор будет считаться действительным лишь после того, как сотрудник по приказу работодателя допущен к работе. Действующий кодекс предусматривает также устную форму договора и гарантирует трудовые права даже в том случае, если сотрудник приступил к выполнению своих обязанностей без пресловутого приказа начальника. Таким образом, новые нормы фактически ограничивают права работника.

Вызывают недоумение также пункты, касающиеся признания трудового договора недействительным, незаключенным, и пункт о его аннулировании. Работодатель и работник — не покупатель и продавец, которые после признания договора недействительным возвращают друг другу товар и деньги. Трудовые отношения не могут считаться недействительными. Их можно только прекратить. Поэтому, как именно будут использовать подобные нормы работодатели, предсказать сложно. Так, признание трудового договора недействительным может стать одним из способов быстро и безболезненно избавляться от сотрудников. А основанием может стать заранее допущенная юридическая ошибка в самом договоре, которую будущий работник при подписании не заметит.

Новый проект Трудового кодекса также предоставляет работодателю право без ограничений заключать срочные трудовые договоры. Фактически это означает, что любого гражданина при устройстве на работу могут нанимать лишь на несколько месяцев и только потом решать, что делать с ним дальше и стоит ли продлевать трудовые отношения. Для этого работодателю будет достаточно доказать, что работник согласился на заключение договора на определенный срок.

По желанию работодателя продолжительность рабочего дня может быть увеличена до десяти часов. И это вовсе не означает, что добавочные два часа будут оплачены как сверхурочные.
Что касается увольнения, то под прикрытием защиты прав работников в новом кодексе предлагается ввести дополнительные бюрократические формальности при подаче заявления об увольнении по собственному желанию. В проекте указано, что такое заявление подлежит обязательной регистрации. Это и так понятно, но теперь, если работодатель заявление не зарегистрирует, считайте, что его не подавали.

Для увольнения в связи с сокращением штата причиной будут не только изменения в организации производства и труда, но и любые экономические, технические, структурные или организационные факторы. Под такие определения можно подвести все что угодно.
Несогласованностей и неясностей в проекте довольно много. И если новый Трудовой кодекс примут, то административная и судебная практика его применения будет формироваться несколько лет. А от этого не выиграют ни работодатели, ни работники. Есть ли смысл принимать документ, в котором отсутствуют принципиально новые положения и формируется беспорядок в терминологии? Очевидно, нет. Но предвыборное время требует реформ, суть которых может ограничиваться одним лишь названием.

Андрей Пышный, заместитель председателя партии "Фронт змін"