Разделы
Материалы

Бревно в чужом глазу. Современные технологии могут лишить человека контроля над жизнью

Британский мини-сериал "Черное зеркало" предупреждает: современные технологии изменили жизнь человека так, что порой возникает вопрос, способен ли он ею управлять

Теги не обманешь — если что-то становится действительно популярным, оно обязательно обретет поисковую метку, благодаря которой людям проще искать свой контент. И если экран моего компьютера не врет, то в последнее время одним из наиболее распространенных тегов стал "британский мини-сериал". Англичане не обладают бюджетами американских китов типа НВО, поэтому пошли другим путем — меньше серий, но выше качество. "Шерлок", "Прикуп", "Лютер", "Аббатство Даунтон" подняли планку британского телевидения до невиданных высот. Замыкает список новый мини-сериал "Черное зеркало".

Умные зрители рекомендовали его к просмотру сразу после премьеры в декабре прошлого года. Но описание было на редкость путанным. Поэтому все три серии "Зеркала" лично у меня залегли мертвым грузом в папке "не сейчас". Ситуация изменилась, когда мне случайно попался короткий ролик "Ящик желаний" Чарли Брукера. Английский телекритик, сценарист, продюсер, писатель и журналист моментально стал человеком года в персональном рейтинге. Подобно ведущему шоу Top Gear Джереми Кларксону, в телевизионном "ящике" Брукер высмеивает тамошнее настоящее, к которому мы так стремимся, если на секунду поверить в искренность евроустремлений наших политиков.

Создатели "Черного зеркала" режут по живому, они жгут напалмом и стучат указательным пальцем по черепушке зрителей, мол, ребята, посмотрите же на себя

Собственно, "Ящик желаний" привел меня к "Черному зеркалу". Как выяснилось, мини-сериал — тоже дело рук Брукера. И его репутация человека, который яростно ненавидит современный медиамир, не оставила мне выбора. С тех пор я уже четвертый раз пересматриваю "Зеркало".

Как правило, мы ждем от сериала небанального развития одного из классических сюжетов с хорошими актерами и так, чтобы без рояля под каждым кустом. "Черное зеркало" в этом плане практически идеально. Мотивация героев выписана прекрасно, и, кстати, отрицательных персонажей тут столько же, сколько в "Игре престолов" Джорджа Мартина, то есть ни одного классического злодея, если не считать противного соседа и троицу негодяев из жюри талант-шоу, буквально срисованного с Britain"s Got Talent.

"Черное зеркало" — это три серии и три истории, никак не связанные между собой. Первая новелла, "Национальный гимн", начинается с того, что неизвестный террорист захватывает принцессу Великобритании. В качестве выкупа он требует от премьер-министра вступить в интимную связь со свиньей в прямом эфире — на глазах у всех жителей страны. Зритель захватывает наживку, заброшенную умелой рукой Чарли Брукера. Ему смешно, он заинтригован, но как только появляются титры (нельзя выключать фильм сразу после первого финального титра), то становится понятно, что при помощи затравки со свиньей автор заставил задуматься о проблемах планетарных масштабов.

Второй и третий эпизоды отправляют в будущее, рисуя не самые радостные перспективы. В серии "15 миллионов призов" показан странный мир, в котором люди вырабатывают электроэнергию, накручивая педали велотренажера. При этом каждый мечтает подняться по социальной лестнице, поучаствовав в талант-шоу. В финальном эпизоде главный герой (его сыграл "рок-н-ролльщик" Тоби Кеббелл, единственный хорошо известный актер в прекрасном ансамбле) разрушает свою семью, расследуя измену жены при помощи встроенного чипа, фиксирующего всю жизнь хозяина.

Скажете, научная фантастика? Посмотрите ролик с гугловскими очками, и вы поймете — все это рядом. Социальный диагноз Брукера безжалостен: современные технологии отнюдь не улучшают породу, человечество скатывается в пропасть, комментируя собственное падение в Facebook и Twitter. Создатели "Черного зеркала" режут по живому, они жгут напалмом и стучат указательным пальцем по черепушке зрителей, мол, ребята, посмотрите же на себя.

Мы усматриваем в интернете и социальных сетях возможность уйти от патологического вранья первых кнопок, а Чарли Брукер считает, что человечество все так же потакает своим низменным инстинктам. Просто homo internetus делают это быстрее и ярче неандертальцев.

И последнее: черное зеркало — один из магических инструментов, которые используются для сеансов ясновидения. Это вогнутое зеркало. Его задняя сторона вместо серебряного покрытия окрашена черным. Благодаря тому, что черное поглощает все световые волны, оно ничего не отражает. Как и самые рейтинговые программы нашего телевидения, кстати.

Фоззи, участник группы "Танок на майдані Конґо"