Разделы
Материалы

Урожай автомобилей

Защищая импортными пошлинами украинский автопром, власть наносит ущерб другим отраслям экономики

Мое любимое занятие уже много лет подряд – находить противоречия в логике, в аргументах других людей, особенно когда человек на 100% уверен, что он прав. Это еще интереснее в том случае, если такие заблуждения разделяются целыми слоями населения. Тогда для опровержения лучше всего подходит понятный и простой пример – вместо нескольких страниц скучных логических доводов.

Такой пример я сейчас приведу. Но сначала та прописная истина, которую, казалось бы, все разделяют: "Таможенные пошлины призваны защищать национальных производителей". Мне известен только один нацио­нальный производитель автомобилей в Украине – это "АвтоЗАЗ-Дэу" в Запорожье. Также без пошлин к нам ввозятся все машины из России. Логично предположить, что пошлины на машины, например, из Японии или Германии введены, чтобы защитить производителей "Таврии" и "Лады".

Каждый знает, как производятся машины в Запорожье. Давайте посмотрим на еще одну технологию производства автомобилей в Украине. Фермер в Винницкой области засеивает поле, добавляет удобрения и поливает его. Семена, удобрения и вода – это в данном случае сырье для производства автомобилей. Ведь пшеницу, выращенную на поле, грузят на пароход и отправляют в Японию. Через несколько месяцев пароходы возвращаются сюда загруженные "Тойотами" и "Хондами". Для нашего аргумента предположим, что Япония – это такая гигантская машина, которая перерабатывает пшеницу в "Тойоты", а рожь – в "Хонды". Ведь международная торговля – это, по сути, форма технологии.

"Япония – это гигантская машина, перерабатывающая украинскую пшеницу в "Тойоты", а рожь – в "Хонды"

Так что любой налог, который правительство введет на автомобили из Японии, – это фактически налог на автомобили, выращенные в Винницкой области. Ведь именно этому фермеру придется платить за автомобили дороже. Причем не только за японские, но и за украинские, цена которых не снизится. Как только мы защищаем запорожских производителей от конкуренции, мы немедленно наносим ущерб фермерам из Винницы, ведь именно они и являются конкурентами для "АвтоЗАЗ-Дэу" и "АвтоВАЗа".

Продолжая логику, защита "ЗАЗа" не только перерас­пределяет доходы от фермера из Винницы к автопроизводителям из Запорожья, но и увеличивает общие затраты украинских автолюбителей на покупку необходимого им количества автомобилей. Ведь теперь все автомобили стоят дороже! Можно, конечно, верить что "Таврия", сделанная в Запорожье, более украинская, чем "Королла", выращенная на полях Винницкой области. Но это именно вера, не имеющая никакого отношения ни к логике, ни к экономике.

И, наконец, если убрать внеэкономические меры, которые делают автопроизводителей из Запорожья или Тольятти более любимыми, чем фермеров из Винницы, то конкуренция расставит все по местам. И при этом совершенно не обязательно, что "АвтоЗАЗ-Дэу" или "АвтоВАЗ" закроются – просто их доля рынка перераспределится в пользу "пшеничных Тойот" и "ржаных Хонд". Но всегда будут потребители, готовые покупать за низкую цену менее качественные "Таврии", чем более дорогие, но и более качественные "Тойоты".

И, завершая аргумент, скажу: не надо стесняться, что ваш продукт более низкого качества. Если его цена и затраты на производство соответствуют этому качеству, то вы не только найдете своего покупателя, но и, вполне возможно, будете зарабатывать больше, чем ваши конкуренты с более высоким качеством! Например, индийский производитель машин "Тата" зарабатывает хорошие деньги, в то время как "Форд" и "Мицубиси" уже многие годы производят убытки, а не только машины.

Автомобили – это только пример. Главный вывод: если вы пытаетесь защитить украинского производителя от иностранной конкуренции в одной отрасли – вы немедленно и автоматически наносите ущерб украинским производителям во всех других отраслях. Вся экономика теряет от этого свою эффективность. И если бы я знал, у кого просить, то обратился бы с призывом: давайте поможем автопроизводителям во всех сельскохозяйственных районах страны!