Сделано не в Украине. Правительство планирует повысить пошлины на импортные авто
Правительство вновь планирует повысить пошлины на импортные автомобили под предлогом защиты отечественного производителя. Импортеры бьют тревогу, мол, украинцы вовсе перестанут покупать машины. Но и те и другие лукавят
Власти, которая поднимет акциз на пиво, проигрыш на выборах обеспечен. Кажется, так рассуждал Уинстон Черчилль. Украинское правительство же, не стесняясь, повышает акцизы и сборы на все подряд. На очереди — очередной скачок пошлин на импортные авто. Такое решение в Министерстве экономического развития и торговли поясняют тем, что из-за засилья иномарок страдает отечественный автопром. Введение санкций против импорта якобы автоматически приведет к росту продаж местных товаров. Но это в теории. На практике, судя по опыту последнего десятилетия, все будет совершенно по-другому.
Согласно специальному расследованию Минэкономики, с 2008-го по 2010 год именно импорт оказал негативное влияние на внутренние продажи и производство легковых автомобилей с объемом двигателя от 1000 до 2200 кубических сантиметров. Сейчас на импорт действует 10-процентная пошлина. В Кабмине предлагают взимать дополнительно 6,5% таможенной стоимости с автомобилей с объемом двигателя литр-полтора и 15% с двигателем более 1,5 л, но не более 2,2. В таком случае, по данным Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, речь идет о 80% всех машин, продаваемых в стране.
К огромному сожалению потребителей, за все, что придумало правительство, заплатят именно они
В Ассоциации отмечают, что введение 13-процентной надбавки к ввозной пошлине в 2009 году привело к сокращению сборов в бюджет на 85%. В то же время на 82% снизилось и внутреннее производство. По сути, падение отечественного автопрома тогда объяснялось не обилием импортных машин, а кризисными явлениями. Поскольку речь идет о 2008 годе.
В нынешнем году ВАИИД прогнозирует, что новые пошлины могут повлечь за собой куда более серьезные последствия — украинцы перестанут покупать машины, и автосалоны опустеют. Но так ли это на самом деле?
Действительно, в результате повышения акцизов и пошлин, как правило, снижается объем потребления. Равно как повышение налогов не всегда приводит к пополнению бюджета, поскольку бизнес в этом случае не развивается, а сворачивается. Но, с другой стороны, прогнозируемое отсутствие спроса на машины — тоже не совсем правда.
Начиная с 2002 года, показатель продаж автомобилей в Украине неуклонно рос. Развивалось автомобилестроение и внутри страны. До мая 2008-го действовала ввозная пошлина на уровне 25%, и это не мешало импорту занимать около 70% рынка. В 2008-м ежемесячно в среднем продавалось 45 000 автомобилей. Рекорд продаж был установлен в октябре — фактически в разгар кризиса было продано более 47 000 импортных авто. Затем показатели упали и у импортеров, и у украинских автозаводов.
В феврале 2009-го совместными усилиями удалось сбыть менее 10 000 машин. Падение рынка наблюдалось вплоть до конца 2009 года. Затем он восстановился, и до настоящего времени прослеживается рост.
Нужно признать: импорт действительно растет в разы быстрее отечественного производства. Кривая продаж иномарок идет вверх куда круче, чем украинских авто. Но прежде чем оправдывать проблемы местных производителей импортом, следует проанализировать их доли на рынке.
Так, в январе 2002 года доля импортных машин составляла 85%.
В январе 2005-го она сократилась до 54%. Казалось, импорт повержен, и наша промышленность отвоевала почти половину рынка. Но затем тенденция изменилась, и в январе 2007 года импорт достиг 68%, а в 2009-м установил новый рекорд — 90%. Тут следует напомнить, что как раз в 2009 году начала действовать 13-процент-ная надбавка к импортной пошлине, которая должна была сократить импорт. На практике все оказалось наоборот. Объем продаж ввозных авто продолжает расти, и довольно быстрыми темпами. В то время как показатели отечественных производителей оставляют желать лучшего. Логично, что проблемы украинского автопрома давно пора искать не только и не столько в импорте.
Украинцы стремятся купить импортную машину, так как она просто лучше: красивее, надежнее, быстрее.
Поэтому украинский автопром должен задуматься не над тем, как ограничить наши возможности купить иномарку, а над тем, чтобы у нас появилось желание купить отечественную машину. Что этому мешает на самом деле? Автопром испытывает дефицит двух ресурсов: новых технологий и грамотных специалистов. Значит, и усилия должны быть направлены на решение именно этой проблемы.
Но, к огромному сожалению потребителей, за все, что придумало правительство, заплатят именно они. Предлагаемые чиновниками нововведения вряд ли спасут отечественного производителя. При этом мы уж точно станем беднее, поскольку покупать авто не перестанем, вот только платить за них придется больше.
Андрей Черников, журналист. Валерий Шергин, автоаналитик