Разделы
Материалы

Черное дело. Чего ждать от отмены моратория на продажу земли

Поспешная отмена моратория на продажу земель лишь улучшит условия для тех, кто уже разворовывает плодородные угодья, используя теневые схемы

Мировой финансовый кризис заставил богатейших людей страны задуматься о том, как материализовать свое состояние. Один из лучших способов "отоварить" деньги — приобрести плодородные земли. Тем более, когда в мире начинает ощущаться острая нехватка продуктов питания. Неудивительно, что граждане, владеющие большим капиталом, включая иностранцев и крупные агрокомпании, уже в боевой готовности к снятию моратория на куплю-продажу земли сельскохозяйственного назначения.

Министры, народные депутаты и эксперты утверждают: дескать, невзирая на мораторий, благодаря различным полулегальным и теневым схемам уже "присвоено" более 12 миллионов гектаров земли. Немалая часть из них оказалась в руках подданных других государств. Очевидно, что цирковые трюки власти с мораторием на протяжении последнего десятилетия предоставляли и продолжают предоставлять возможность делать свое черное дело спекулянтам и бюрократам.

Не зря в законопроекте о рынке земли предусмотрена статья, которая фактически узаконивает право собственности для иностранных граждан на приобретенные ими еще до принятия закона земли. К слову, от них совершенно не требуется отчуждать это право в течение целого года. Поэтому, в очередной раз проголосовав за продление моратория, парламентарии сохранили все условия для маневров по теневым схемам.

Пока земельная реформа не завершена, в стране фактически форсируется переход права собственности на плодородные угодья к тем, в чьих руках уже и так сосредоточены немалые капиталы

При этом в случае досрочного снятия моратория ни крестьяне, ни другие рядовые граждане страны ничего не выиграют. Хотя все украинцы, как указано в Конституции, являются собственниками "основного национального богатства — земли".

Миф №1. Земельные паи в первую очередь смогут купить крестьяне, их соседи или местные общины для ведения сельского или фермерского хозяйства. Соседи владельцев паев такие же "голые и босые", как и те, кто их продает. А у органов местного самоуправления если и будут средства приобрести земельные участки, то только те, что расположены в пределах населенных пунктов. Что само по себе невыгодно. Потому как плодородными считаются участки как раз подальше от людей. Вдобавок ко всему правитель-ство увеличило нормативную стоимость подобных участков в 1,7 раза.

Вполне возможно, что после снятия моратория все угодья, принадлежащие государственным и коммунальным сельхозпредприятиям, которые находятся на грани банкротства (в том числе учебные и научно-исследовательские хозяйства), быстро распродадутся. Ради этого в последние два года власть прекратила передачу таких участков в частную собственность, и крестьяне остались за бортом — без паев. Об этом красноречиво говорят многочисленные жалобы из разных регионов страны.

Миф №2. Как только появится рынок земли, в аграрный сектор потекут большие инвестиции. Собственники паев (в основном пенсионеры и их дети) на вырученные от продажи деньги купят себе китайские машины, компьютеры и другие товары первой необходимости. Но, продав землю, они лишатся собственного хозяйства на собственной земле.

Миф №3. Законопроект "О рынке земли" искоренит коррупцию в этой сфере. Речь идет о норме, согласно которой за отчуждение земельных участков сельхозназначения в течение пяти лет с момента заключения договора будет взиматься пошлина. Первый год — 100% нормативной денежной оценки земельного участка, за второй — 90%, за третий — 80%, четвертый — 70% и пятый — 60%. Как по мне, подобная мера для предупреждения спекуляций неубедительна. Поскольку она рассчитана на то, что землю будут покупать не простые крестьяне, а обладатели больших капиталов, которые отлично знают: через шесть лет стоимость земли в разы увеличится.

Так, пока земельная реформа не завершена, в стране фактически форсируется переход права собственности на плодородные угодья к тем, в чьих руках уже и так сосредоточены немалые капиталы. Это серьезная угроза для продовольственной безопасности страны, потому как экспортно ориентированный агробизнес не имеет ничего общего с внутренним рынком отечественных продуктов питания.

В качестве резюме мой совет президенту, которому вернули конституционные полномочия времен Кучмы: издать соответствующий указ о завершении земельной реформы с учетом всех необходимых процедур для внедрения нового государственного землеустройства. Также спрогнозировать перспективы реального развития каждого региона. Сформировать эффективные сельскохозяйственные угодья и минимально неделимые земельные массивы (лоты), в том числе земельные участки с измененным целевым назначением. Реализация такого подхода — настоящее искусство, поскольку участки и территории совершенно разные. Кстати, законодателям также стоит не забыть провести инвентаризацию земель, их
владельцев и пользователей.

Дележ земли, который стартовал еще по указам экс-президента Леонида Кучмы, стоит, наконец, завершить с учетом всех территорий Контрольно-счетной палаты в рамках нового государственного землеустройства. И тогда статус "житницы Европы" не превратится для нас в одно лишь воспоминание.

Александэр Ковалив, кандидат экономических наук, эксперт-советник по вопросам урегулирования земельных отношений