Кино и реальность. На открытии ОМКФ показали фильм о том, как реалити-шоу заменяет людям религию
На Одесский кинофестиваль нужно ехать не для того, чтобы выгулять на красных дорожках новые нарядные платья и смокинги, а чтобы увидеть фильмы, которые больше нигде не покажут, пишет в своем блоге на Фокус.ua обозреватель отдела культуры журнала "Фокус" Юлия Куприна
На церемонии открытия третьего Одесского международного кинофестиваля председатель жюри Андрей Плахов вспомнил историю про открытие другого кинофестиваля – Каннского. Тогда Плахов, который сейчас – известный кинокритик и почетный президент Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, впервые приехал в Канны. И церемония открытия того фестиваля была краткой: на сцену вышло несколько десятков человек разного возраста и национальностей, каждый из них поприветствовал гостей. Объединяло этих людей лишь то, что они являлись потомками Чарли Чаплина.
Церемония открытия Одесского фестиваля была чуть длиннее и не такая захватывающая. Официальные церемонии открытия и закрытия ОМКФ – вообще самые слабые места фестиваля. На красной дорожке – гораздо меньше лиц, которые знает вся страна, чем хотелось бы. Торжественные речи отечественных чиновников год от года не меняются. Ведущие церемоний меняются каждый год, но допускают почти одинаковые ошибки в фамилиях людей, поднимающихся на сцену, на этот раз невнимательность демонстрировала актриса Нонна Гришаева. Несколько развлекательных номеров, включенные в программу, чтобы показывать в телеверсии, подобраны, похоже, по принципу "что было". На нынешней церемонии открытии, например, прозвучали одна искусственно привязанная к поводу юмористическая зарисовка от Михаила Жванецкого и песня от той же Нонны Гришаевой.
Главную роль в "Реальности" сыграл Аниелло Арена - человек, который отбывает пожизненное тюремное заключение за убийство и который открыл актерский талант уже в тюремной камере
Все это - и вполовину не настолько интересно, как фильм-открытие и фильм-закрытие. Да что там, даже гадания за три месяца до старта фестиваля, что покажут в Оперном театре в первый и последний дни фестиваля – значительно увлекательнее, чем дежурная торжественная речь министра культуры Украины. Так вот, все, кто угадывал, какой же лентой откроется третий ОМКФ, и предположить не мог, что это будет "Реальность" Маттео Гарроне. Того самого, который дважды выигрывал Гран-при в Каннах: в 2008 с "Гоморрой" и в этом году с "Реальностью".
О чем фильм? Лучано, среднестатистический житель Неаполя, торгует рыбой на центральной площади и иногда проворачивает полулегальные аферы с бытовой техникой. Однажды он знакомится с ведущим итальянской версии "Большого брата", а затем его многочисленные родственники, включая детей, убеждают его пройти кастинг очередного сезона реалити-шоу. Лучано сразу же уверяет себя, что его уже отобрали, а со временем у него развивается паранойя – ему кажется, что его то и дело проверяют сотрудники шоу. Их Лучано видит то в женщинах, покупающих у него рыбу, то в бездомном, просящем еды. Дальше – больше. Лучано смотрит эфиры "Большого брата" с тем же благоговением, с каким его друг Микеле ходит в церковь. И кульминация этого болезненного увлечения получается в весьма религиозном ключе.
Собственно, о том, что человеку нужно во что-то верить, и сейчас эти ориентиры все чаще дает телевидение, Гарроне и хотел рассказать. У него получилось рассказать заодно и о многих других вещах. Например, об умении учиться на своих ошибках и о понимании свободы – и тут есть интересный момент.
Главную роль в "Реальности" сыграл Аниелло Арена - человек, который отбывает пожизненное тюремное заключение за убийство и который открыл актерский талант уже в тюремной камере. Таких символов у Гарроне – десятки. Но для фестиваля символичнее другое. "Реальность" - картина не столько о телевидении, сколько о его зрителях. А Одесский кинофестиваль ориентируется на своих зрителей – и в этом году даже позволит им выбрать главного победителя.