О зверьках акрилах
Украинцы готовы платить столько, сколько им скажут, не задумываясь о реальной стоимости товаров. И это одна из причин инфляции
"Тут на этикетке написано "100% акрил". А что это такое?" – бритоголовый тип в спортивном костюме вопросительно посмотрел на продавца-консультанта магазина одежды. "Акрилы – это такие пушные зверьки, – без тени смущения ответил Сергей. – Они живут только в Южной Африке, поэтому и цена такая". Нет, далее не последовал удар в голову кулачищем с печатным перстнем. Наоборот, клиент стал счастливым обладателем спортивной куртки.
Начало 90-х Сергей вспоминает с ностальгией. Профессиональный хоккеист, в период безвременья он вынужден был отложить клюшку и устроиться продавцом-консультантом. Платили мало, но Сергей с коллегами легко компенсировали этот недостаток за счет невежественных клиентов – тех самых новых русских, которые носили спортивные брюки с лаковыми туфлями и ездили на 600-х мерседесах.
Куда виртуознее развел клиента коллега Сергея. Заметив, что явно небедная девушка питает слабость к брэнду Adidas, он оторвал от спортивного костюма кусок ткани – такие иногда пришивают с обратной стороны вещей в качестве материала для заплаток. Прицепив на квадратик материи левую этикетку с трилистником, он обратился к даме: "К нам вчера поступили носовые платки Adidas. Их еще не успели оприходовать, поэтому в продаже их нет. Но для вас я могу сделать исключение". В карман находчивого продавца перекочевали $25.
Владельцы магазина, в отличие от продавцов, играли по-крупному. Например, по цене около $100 они продавали гениальное изобретение. Пляжное покрывало, по углам – четыре отверстия с металлическими ободками, отдельно прилагаются металлические колышки. Идешь купаться, а покрывало не унесет ветром. Фирменное "немецкое" изделие расходилось на ура по $100, а в Китае при оптовой закупке стоило меньше доллара.
Сейчас, когда в стране бушует инфляция, продавцы больше не утруждают себя объяснениями, как дорого стоит доставка акрилов из далекой Африки. Вместо этого все повторяют мантру: "Сейчас такие цены". И украинцы, уставшие от недопотребления в советские времена и подогретые возможностью "кредитнуться", без проблем отсчитывают требуемые суммы, даже не задумываясь об адекватности цены.
"Только не рассказывай им, сколько это стоит на самом деле!" – обычно просит своих коллег-туристов мой знакомый, который водит группы желающих в походы. За три дня отдыха на природе он берет $300. Посчитать себестоимость несложно: проезд да несколько банок тушенки. То есть от запрашиваемой суммы можно смело убирать ноль.
Ситуация, когда каждый платит столько, сколько может заплатить, – не украинское изобретение.
Одна компания производит водку и рекламирует ее как самую приятную на вкус марку. Эта водка называется "Три золотые звездные короны" и продается по цене $12 за бутылку. Одновременно компания продает часть этой же водки под названием "Старое помойное ведро", бутылка стоит $6. Это – не бред сумасшедшего, а пример ценовой дискриминации из учебника по макроэкономике американцев Роберта Пиндайка и Дэниела Рубинфельда, по которому учатся студенты в том числе и Украины. Правда, в отечественных реалиях все было бы наоборот: по $12 продавали бы неликвид, выдаваемый за высококачественный продукт.
Сейчас Сергей работает менеджером в той же торговой сети. Многое изменилось. Позволить себе фирменную спортивную куртку теперь могут не только нувориши. Уже никто не скрывает, что акрил – это искусственный материал, а футболки и кроссовки пошиты вовсе не сытыми бюргерами, а трудолюбивыми китайцами. Да и зачем скрывать – покупатели и так платят нужную цену.