Футбольная секция
Экономистам стоит почаще ходить на футбол. Эта игра может преподать немало уроков по управлению бизнесом
Я не фанатичный футбольный болельщик, но матч полуфинала Евро-2008 между Россией и Испанией решил посмотреть обязательно. Так уж исторически сложилось, что я болею за "Манчестер Юнайтед". Почти год я жил в пригороде Манчестера, а в английских пабах только три темы для разговоров: футбол, погода и цены на недвижимость. Что сказать о погоде, кроме того, что опять идет дождь, я не знал. О недвижимости со мной никто говорить не желал в силу моего полного незнания предмета. Пришлось срочно находить себе любимую футбольную команду. В английской лиге тогда был всего один игрок из бывшего Советского Союза – Андрей Канчельскис, поэтому решение, за кого болеть, было очень простым. После этого я был допущен к разговорам типа "А как Шмейхель здорово отбил мяч!"
Все это закончилось, когда я первый раз попал на игру – "Ливерпуль" против "Тоттенхэма". Моих коллег из офиса словно подменили! Рядом со мной сидели настоящие неандертальцы – вылезли клыки, шерсть покрыла все тело, в руках были каменные топоры. Но когда "Ливерпуль" выиграл, все были счастливы и готовы идти в пабы, чтобы потратить там много денег. А что еще лучше стимулирует экономику? Россияне, которых я видел в Вене перед матчем с Испанией, тоже были счастливыми и одухотворенными.
Когда наблюдаешь за футболом и его болельщиками, начинаешь задаваться вопросом: из чего складывается качество жизни? Важнейший вопрос для каждого экономиста, ведь уже давно понятно, что сумма денег в стране вовсе не определяет, насколько хорошо в ней себя чувствуют люди. Недаром есть индекс качества жизни, и даже индекс процветания – изучением этих показателей занимаются серьезные международные организации. И я могу поверить, что если победа национальной сборной в футбольном матче доставляет большинству жителей страны приятные ощущения, то она явно повышает качество жизни. Кстати, в клубных командах – "Арсенале" или "Челси" – иногда на поле не выходит ни одного англичанина, но их победы в международных матчах все равно радуют жителей Англии. А победы "Челси" – еще и россиян, что вообще парадокс. И если мы доверяем экономистам, утверждающим, что чем счастливее чувствует себя население, тем лучше оно "вкалывает" на работе, то сразу же находим объяснение, почему футболистам и их тренерам нужно платить много денег. В случае победы окупаемость будет феноменальная.
Еще интереснее посмотреть на футбол с точки зрения менеджмента, взяв за пример недавние неожиданные успехи сборной России. Первый раз в истории у команды появился иностранный тренер, профессионал в своем деле. И сразу же команда заиграла по-другому. Я очень рад, что чувство псевдопатриотизма было забыто и профессионализм победил.
Урок первый: почему украинской экономикой почти всегда руководят люди, главное достоинство которых – украинский паспорт и близость к лидеру? Почему бы не пригласить финансистов и экономистов из Европы или Америки, которые доказали свою компетентность? Вместо того чтобы еще раз убедиться в непрофессионализме своих, которые часто даже не знают английского языка.
Урок второй: на поле были те же люди, что играли за Россию несколько последних лет. Они проиграли Израилю и с трудом выиграли у Андорры, а теперь как детей "сделали" Швецию и Голландию. Те же люди при правильном обучении и мотивации способны творить чудеса! Не надо жаловаться на плохих сотрудников – плохим бывает только руководитель.
И третий, самый важный для меня урок. Полуфинальный матч с Испанией показал: если рассказать людям, какие они великие, они сразу же докажут обратное. Так и многие компании, достигнув первых успехов, верят, что успех им теперь гарантирован всегда. Как видно, в футболе очень интересно отражается экономика, менеджмент и даже философия жизни. А если учесть, что футбол понять гораздо проще, становится ясно, почему он так популярен.