Каков поп. Настоящим шоу-бизнесом нового времени становится наука
Настоящим шоу-бизнесом нового времени становится наука. И никакого альбома уже не станут ждать так, как официального подтверждения открытия Бозона Хиггса
Столько траурных записей и трогательных картинок в моей ленте друзей на Facebook не было со дня внезапной смерти Уитни Хьюстон. "Он был моим кумиром", "Это конец эпохи", "Теперь нам никогда не узнать его секрет"… 25 августа ушел из жизни Нил Армстронг, инженер и летчик-испытатель, первый человек, ступивший на Луну. Среди фотографий миссии "Аполлон-11" и непрерывного потока постов, тиражирующих и без того засевшее в голове "это маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества", я натолкнулась и на цитату из его интервью американскому Национальному пресс-клубу в 2000 году: "Я всегда был и останусь инженером-ботаником, неразлучным с карандашами и логарифмической линейкой, рожденным под вторым законом термодинамики, закаленным в справочниках, влюбленным в параллелограмм сил, преобразованным по Лапласу и живущим по законам нелинейной гидродинамики". Армстронг в очередной раз продемонстрировал высший пилотаж, еще в начале 2000-х, по сути, предвосхитив тренд, который охватит мир спустя десятилетие: поп-идолами нового времени становятся именно ученые, инженеры и отважные экспериментаторы. И сладкоголосым певцам и длинноногим певицам за ними уже не угнаться — ботаники вошли во вкус и теперь завоевывают сердца и кошельки по всем канонам шоу-бизнеса.
Ботаники вошли во вкус, и теперь завоевывают сердца и кошельки по всем канонам шоу-бизнеса
Понятие edutaiment, производное от Educational entertainment, то есть "образовательное развлечение", использовала еще в сороковых годах минувшего века студия Уолта Диснея для описания концепции своих документальных короткометражек. Но лишь в последние годы у этой индустрии появились все формальные признаки шоу-бизнеса: многотысячные фан-клубы (как у Большого адронного коллайдера, за пуском которого в прямом эфире наблюдали более 300 000 человек во всем мире), странички в Facebook и каналы на YouTube (к примеру, главное музыкальное открытие минувшего года — Лану Дель Рей залайкали 1 880 963 пользователей, а сеть конференций TED —2 327 212 любителей научных докладов) и, о да, футболки. Я и сама в минувшие выходные, придя на встречу с другом, обнаружила оного в поло с портретом Стивена Хокинга. Этот физик-теоретик, специализирующийся на исследовании квантовой гравитации и черных дыр, перевернул представление о популярной науке и популярных ученых. В перерывах между написанием книг о происхождении Вселенной и времени, лекциями в Оксфорде и работой над киборгизацией собственного тела, он успел создать цикл авторских передач для канала Discovery, сняться в ситкоме "Теория Большого взрыва", озвучить самого себя в мультсериалах "Симпсоны" и "Футурама" и еще несколько десятков раз "засветиться" в книжных бестселлерах и музыкальных альбомах, среди которых The Division Bell группы Pink Floyd. Не помешало Хокингу ни отсутствие выдающихся внешних данных, ни тот факт, что уже почти 30 лет он прикован к инвалидному креслу и даже говорит с помощью компьютерного синтезатора голоса. Своим примером он доказал, что для популярности во всем мире достаточно силы одного лишь ума, если этот ум — поистине выдающийся.
Украинским ученым статус поп-звезд пока не грозит. Большинство из них видят между собой и "обычными" людьми страшную пропасть непонимания, преодолеть которую им не по силам, и "торговать лицом" не готовы. Недавно я обратилась к одному своему знакомому, аспиранту кафедры физики высоких энергий одного из столичных вузов, с просьбой объяснить, что же все-таки значит в практическом смысле факт открытия ранее неуловимой элементарной частицы — Бозона Хиггса. В ответ парень, с которым мы раньше душевно общались на отвлеченные темы, на повышенных тонах заявил, что когда "вот такие профаны" лезут к нему со своими вопросами, он понимает, что в этой стране ему говорить не с кем и не о чем. Оказалось, что бедолагу оскорбила сама постановка вопроса, ведь любой уважающий себя человек обязан знать, что речь идет о тонких механизмах устройства Вселенной, разобраться в которых пытаются величайшие умы человечества, а искать в подобных открытиях практическую пользу могут лишь малограмотные плебеи. Вдобавок он для убедительности навесил еще несколько минут текста о том, почему Бозон Хиггса никак не связан с Богом и путешествиями во времени, но сделал это в таких сложных терминах, что я даже не смогу их воспроизвести, не то что осознать. Мы расстались всерьез разочарованные друг другом и не виделись с той самой поры.
Тем временем американские коллеги моего знакомца не стесняются посвящать тому же самому Бозону смешные комиксы и презентации в Power Point, общаться с домохозяйками о важности этого открытия в эфире ток-шоу и консультировать съемочную группу сериала "Теория Большого взрыва". Этот ситком о жизни и приключениях молодых ученых-физиков, их друга-инженера и глуповатой блондинки из Небраски показывают в шести десятках стран мира. У ботаников — целая коллекция ТВ-наград, своя марка одежды, тысячи подражателей и многомиллионные фан-клубы. Я этот сериал тоже смотрю, правда, в интернете. Хоть что-то узнаю о жизни светлых умов, которым в нашей стране, увы, не по дороге с плебеями.
Тамара Бабакова, главный редактор проекта Фокус