Выпьем за рутину. Как родители делают алкоголь привычной частью жизни своих детей
По возвращении из школы от ребенка пахнет спиртным? Возможно, вы сами не заметили, как приобщили его к алкоголю
Я оканчивала школу в 1990 году. Узнав, что на выпускном вечере нельзя будет выпить даже по бокальчику шампанского, наша школьная компания возмутилась и стала тайком заготавливать спиртное. Хочу сказать, что опыта потребления алкоголя у нас практически не было, но к выпускному мы собрали необыкновенную коллекцию, пользуясь запасами родителей, старших братьев, фарцовщиков и даже спортивных тренеров. Мартини, миндальный ликер "Амаретто", несколько бутылок вина, водка, коньяк и даже ром. Мы тайно складировали все в школьном подвале, где у нас был тир, а как только спустились, чтобы праздновать, были захвачены учительской делегацией во главе с военруком. Спиртное у нас экспроприировали, родителей вызвали к директору, нас публично клеймили позором и рассказывали, что если из этих детей и выйдет что-то хорошее, то непонятно, чьими стараниями. Нам было стыдно, но мы чувствовали: все это как-то неправильно и несправедливо, скорее по форме, чем по содержанию.
Я помню, что тогда наш учитель истории, которого мы любили, сказал: "Почему вы, малолетние идиоты, не рассказали все мне? Все бы упростилось, мы могли собраться в моем кабинете, и все бы закончилось иначе".
Спиртное перестало быть атрибутом праздника, каким оно было во времена моего детства
И я думаю: а действительно, почему мы ему не рассказали? Мы доверяли ему, он всегда был открыт с нами, свободен в поступках и высказываниях и поощрял нас быть свободными. Мы его не боялись, не считали стукачом, уважали и ценили. Он был "классным взрослым!".
Конечно, он был учителем возраста наших родителей, все это играло не в пользу доверительных отношений. Но главным было то, что мы не видели, что ему это может быть интересно. Мы не видели, чтобы он пил, хотя впоследствии оказалось, что коньяком (по чуть-чуть) он интересовался.
Но мы всего этого не знали. Для нас алкоголь все-таки был экспериментом, а для него, как мы полагали, — пройденным этапом или чем-то совсем незначительным, как и для остальных взрослых.
Так жили большинство наших родителей: немного шампанского на Новый год, вино на дни рождения летом, коньяк — зимой, водка (только для мужчин) на юбилей и в День Победы, пиво за победу киевского "Динамо", самогон, настоянный на травах, на рыбалке — не в честь особо крупной выловленной щуки, а только по случаю какого-то торжества, ну или по 100 грамм под запеченного на костре леща.
Да, спиртное было под запретом, его трудно было достать. Я прекрасно помню, как собирали хорошую водку на свадьбу, потому что не факт, что смогли бы ее разом купить. Домашние вина, наливки, столовое вино, пиво и обычная водка были вполне доступны, но их смаковали, а не привычно употребляли каждый день.
Зато сейчас наши дети видят, что мы, их родители, знакомые родителей, просто взрослые, выпиваем фактически ежедневно, и никто не делает из этого проблему. Пиво посреди дня и на улице, вино за обедом, до обеда или после — обычное дело. Коньяк, водка, виски после трудового дня — вообще не обсуждается. Все в порядке вещей.
Спиртное перестало быть атрибутом праздника, каким оно было во времена моего детства. Да, оно присутствовало на семейных торжествах, и, возможно, это тоже не очень хороший пример, но его практически не было вне застолий, в повседневности.
Я постоянно вижу детей во время больших перемен между уроками, практически рядом со школой, с банками пива или бутылочками слабоалкоголки в руках. Прохожие бурчат, это мало кому нравится, но на самом деле уже давно никого не шокирует. Это стало привычным.
По данным опросов Всемирной организации охраны здоровья, Украина находится на первом месте по употреблению алкоголя подростками. 40% украинских детей до 18 пьют. Они не только пробовали спиртные напитки, но знают, что такое состояние опьянения, похмелья, что нужно гасить бодун пивом и что так делают все.
Пиво благодаря рекламе ассоциируется с прекрасными городскими легендами, спортом и веселыми компаниями. Молодцы рекламщики, молодцы пивовары: мы живем в такое время, когда нужно уметь продавать, верно?
Я и сама часто пью пиво, особенно летом. Но, знаете, я начала делать это в 27 лет, до этого возраста оно мне вообще не нравилось, к тому же в моей семье им никто особо не увлекался. Оно не запенивало мне мозг достаточно долгое время.
Я не против спиртного, было бы лицемерием так заявлять, у меня тоже бывают стрессы, победы, праздники и простое желание выпить хорошего вина или прохладного пива. Но я против спиртного как рутинной, ежедневной привычки. И начну с себя. Может, кто-нибудь тоже захочет попробовать.
Лариса Денисенко, писатель