Разделы
Материалы

Олимпийское счастье. Что делать со спортивной инфраструктурой после окончания состязаний

Убыточность крупных спортивных мероприятий вроде олимпиад и еврочемпионатов – дело привычное. Но и эти, казалось бы, провальные проекты могут принести пользу – было бы желание, пишет на Фокус.ua редактор отдела За рубежом журнала "Фокус" Яна Седова

Огромные инвестиции в спортивные объекты ради нескольких недель состязаний редко окупаются. Лондон, принимавший в этом году олимпийские и параолимпийские игры, вряд ли станет исключением из правил. Но кое-что организаторы попытались сделать не только ради банального выполнения обязательств по подготовке к играм.

Как только Великобритания выиграла право на проведение Олимпиады-2012, власти решили: это будет хорошим поводом для реконструкции одного из самых захудалых районов столицы – Ист-Энда. У многих это название должно ассоциироваться с довольно темной страницей британской истории. На тамошних улицах в конце XIX столетия расправлялся со своими жертвами Джек Потрошитель. Спустя более сотни лет репутация этого района не намного улучшилась. Речь не о серийных убийцах, но ни развитой транспортной и жилищной инфраструктуры, ни презентабельной архитектуры здесь не было. К началу Олимпиады-2012 Ист-Энд стал центром самой масштабной после Второй мировой войны реконструкции Лондона. Был перестроен местный транспортный терминал – теперь он соединяет три ключевые ветки метро и пригородные поезда. Десятилетиями эта территория загрязнялась промышленными отходами, так что под строительство олимпийских объектов пришлось очистить около 2 млн т грунта и посадить деревья.

Президент УЕФА Мишель Платини как-то очень оптимистично заявил, что благодаря Евро-2012 Украина сделала шаг вперед на 30 лет. Может, футбольному функционеру виднее, но пожить в этом светлом будущем украинцам удалось совсем недолго

Олимпийская деревня должна была стать воплощением устойчивого развития и бережного отношения к экологии, так что каждое здание на территории оснастили солнечными панелями. Многое в деревне изначально строилось с учетом интересов будущих жильцов, тех, кто захочет переехать в Ист-Энд после завершения спортивных соревнований. Все местные жилища оснастили системой водоснабжения, которая очищает использованную воду и снова пускает ее в оборот. Олимпийская деревня сегодня – это квартал с почти 3 000 квартир и домов. Теперь ее будут называть East Village – восточной деревней. Стоимость жилья в этом районе резко подскочила – хороший знак для инвесторов. Так что вокруг олимпийского парка собираются в ближайшие десять лет построить еще 8 000 домов.

Уверена, что в Украине, которая в этом году также выступила организатором серьезного международного спортивного мероприятия, многие чиновники даже не слышали о таком понятии как "устойчивое развитие". Для них главным было одно – закончить "пятилетку" за два года, смахнуть строительную пыль со спортивных объектов, немного подлатать транспортную инфраструктуру и надеяться, что худо-бедно экзамен будет сдан.

Конечно, есть существенная разница между такими проектами как олимпиада и чемпионаты по футболу. Но ведь задачи и у тех, и у других, в принципе, похожи: обеспечить инфраструктуру, показать миру страну, привлечь туристов и инвесторов. Президент УЕФА Мишель Платини как-то очень оптимистично заявил, что благодаря Евро-2012 Украина сделала шаг вперед на 30 лет. Может, футбольному функционеру виднее, но пожить в этом светлом будущем украинцам удалось совсем недолго. Мы остались наедине с пустующими терминалами украинских аэропортов и простаивающими стадионами. Впрочем, нас об этом предупреждали, и мы, в общем-то, с этим смирились. Но вот маленькие бытовые удобства, которые получили граждане благодаря чемпионату, отнимать, все же, не стоило.

Речь тут не о солнечных панелях и бережном отношении к водным ресурсам. Но взять хотя бы общественный транспорт. Вот, сетуют пассажиры, во время Евро автобусы ходили один за одним. А теперь приходится, как и раньше, по часу ждать на остановке. Действительно, зачем киевлянам транспорт, который ходит с завидной регулярностью? Гости разъехались, а наш гражданин перед лицом суровых будней расслабляться не должен.

Очевидно, о том, что после Евро-2012 столицу покинули все интуристы, решило и руководство киевского метрополитена. Постановили: отменить объявление станций на английском языке. Говорят, учли мнение пассажиров. То есть, кому-то действительно было некомфортно, когда в вагоне метро вслед за украинским текстом звучал английский? С трудом могу в это поверить. Вот начальник киевского метро Владимир Федоренко говорил, что "большинство киевлян немножко знают английский". Так кому же тогда не угодил язык Уильяма Шекспира, Джорджа Вашингтона и Билла Гейтса? В департаменте информационной политики МИД Украины говорят, что, к примеру, гостей из Нидерландов этим летом у нас стало намного больше. И значительная часть прибыла после чемпионата.

Во время Евро шутили: "Пользуясь киевскими уличными указателями, пропали без вести 1240 болельщиков". Без улыбчивых волонтеров на улицах и вполне уместных объявлений остановок на понятном языке гостям будет еще сложнее. Но они, побродив по улицам наших городов, отправятся домой. А тем из нас, кто научился сохранять оптимизм за годы многолетнего стажа в качестве гражданина Украины, останется только смеяться над самими собой и над тем, что осталось после чемпионата. Рассказывать друг другу анекдоты об отваливающихся звездочках с фасадов украинских отелей, о милиционерах, которые, наконец, перестали имитировать знание английского и заговорили на привычной "фене", о том, что в новом терминале Львовского аэропорта, как и планировалось, открылся вещевой рынок.

Такое чувство, что мы все застряли на остановке и выглядываем опаздывающий автобус, так красиво расписанный символикой Евро-2012. Рано или поздно он появится. Но только для того, чтобы отвезти нас по старому, лишь местами залатанному, а в остальном такому же раздолбанному маршруту.

Фокус.ua