Без главного. Чем полезно разгромное поражение Динамо
1:4 в Париже сняли все, и без того немногочисленные, вопросы о тренерских способностях Юрия Семина. И хорошо. Лучше поздно, чем очень поздно, пишет на Фокус.ua спортивный обозреватель журнала "Фокус" Сергей Болотников.
О дубовости игры "Динамо" при Семине начали говорить сразу после его возвращения в Киев, еще до первого матча. Все прекрасно понимали, что это специалист довольно ограниченных возможностей, если судить по его карьере и, скажем так, неперспективному возрасту. Но сторонники Юрия Павловича и боссы клуба бесконечно напоминали, кто привел "Динамо" к последнему "золоту" чемпионата Украины, последний раз играл с ней в Лиге чемпионов и выводил в полуфинал Кубка УЕФА. Действовало, как заклинание – кому же тогда довериться, если не ему? К черту журавлей, вот вам синица.
Они играли. Каждый во что-то свое. Так играем мы с друзьями по пятницам. У нас, кстати, тоже тренера нет.
Последовавшие провалы и невыразительная игра команды списывались на что угодно, кроме тренерских ошибок. Но в Париже у "Динамо" закончились отговорки. Тренер работает почти два года, команда сбросила балласт и серьезно усилилась, сезон в разгаре, практически все игроки здоровы, соперник далеко не сильнейший, судья не чудил, а турнирная ситуация позволяет не зацикливаться на результате и достойно сыграть. Произошло чудо – сошлись воедино все условия, чтобы команда наконец-то продемонстрировала свой истинный уровень. Семин оказался один на один с препятствием. Любимая икона в кармане рубашки не помогла, уже на 30-й минуте он очутился в глубоком нокауте. Обязательно сохраните этот матч. Запишите на диск, приклейте стикер, напишите – "Динамо" времен Семина. И показывайте внукам, если они вдруг спросят о таком тренере. Правда, это маловероятно. Что спросят.
Сомневаться в уровне основных игроков "Динамо" не приходится. По крайней мере, "на бумаге" им вполне по силам не проиграть ПСЖ и хотя бы попытаться выиграть. Но каждое их движение превращалось в доказательство – они не знают, как играть вместе. Хачериди практически не позволял себя обыгрывать в силовой борьбе, но грамотно действовать с партнерами его никто не научил. Велозу способен отрезать одной передачей хоть две команды, но никто из динамовцев не открывался. Идейе, как обычно, умудрялся принимать едва ли не все бесперспективные выносы своих защитников, но затем почему-то оказывался наедине против нескольких соперников и, естественно, терял мяч. Ярмоленко, готовому обыграть один в один, тоже постоянно приходилось вступать в неравный бой. Так можно сказать почти о каждом нашем футболисте. Они играли. Каждый во что-то свое. Так играем мы с друзьями по пятницам. У нас, кстати, тоже тренера нет.
У "Динамо" не было настоящего тренера со времен Лобановского. Тренера-строителя команды и современной, понятной игры. Умного, адекватного, самостоятельного, амбициозного, последовательного, об успешном и авторитетном умолчим, ладно. В Украине с такими беда – одних специалистов недооценивают, других переоценивают, третьих используют для решения локальных задач или воплощения идей президента. Тренерская профессия превращается в формальность, фарс.
"Динамо" с чрезмерной осторожностью, даже с опаской пыталось выйти из положения. Попробовав всех учеников Лобановского, Игорь Суркис перешел к "ментально близким" россиянам. Считалось, что руководство клуба не готово полностью доверить команду чужаку, а главное, не готово потратиться на его зарплату и покупку целого ряда высококлассных игроков, что непременно стало бы условием именитого наставника. Но теперь, когда и "ментально близкие" не оправдали доверия, а клуб за одно лето тратит на трансферы более $40 млн, у Суркиса, как и у Семина, закончились последние аргументы. Зимой Игорь Михайлович останется один на один с препятствием.