Под контролем. Правительство взялось за вторичный рынок продаж автомобилей
Украинцев ждут новые правила при продаже подержанных автомобилей – теперь при уплате налога будет учитываться среднерыночная стоимость таких машин, установленная Минэкономики, пишет на Фокус.ua старший юрист Юридической группы LCF Елена Волянская
Парламентарии внесли новые изменения в Налоговый кодекс. На этот раз речь идет о продаже и регистрации подержанных автомобилей. В частности, предусматривается новый порядок определения стоимости транспортных средств для налогообложения. Помимо уже существующего механизма появится такое понятие как среднерыночная цена авто, которую ежеквартально будет устанавливать Минэкономики. Учтут все: и год выпуска, и пробег. Иными словами, продавая свой автомобиль, вы можете устанавливать любую цену, но налог придется платить в зависимости от той, которую определило правительство. Так, государство пытается обезопасить себя от практики "заниженных" сумм в договорах.
Продавая свой автомобиль, вы можете устанавливать любую цену, но налог придется платить в зависимости от той, которую определило правительство
Будут ли работать новые правила? В целом документ действительно может положительно повлиять на вторичный рынок продаж автомобилей, и, наконец, позволит отказаться от неоправданных схем продаж "по генеральной доверенности". Несмотря на все предостережения о ненадежности подобных договоров, продавцы и покупатели вынуждены идти на такой шаг. Всему виной – дороговизна процедуры прямого отчуждения авто.
Конечно, не обойдется без "побочных эффектов". Так, продавцы новых автомобилей сетуют на увеличение сбора на приобретение дорогих авто до 5%, дескать, это увеличит количество автомобилей, ввозимых по "серым" схемам и уменьшит общее количество продаж, или вызовет рост цен, особенно если относительно дорогих авто будет введен "налог на роскошь". Но поскольку пока мы говорим только о незначительном, на 2% увеличении сбора, то существенных изменений не прогнозируется. Также недостаточно продуманным продавцы считают критерий среднерыночной цены, в которой, например, не учтен критерий аварий с участием автомобиля. При других равных показателях, цена аварийного авто была бы значительно ниже, среднерыночная же может в такой ситуации оказаться выше предполагаемой цены сделки или оценочной стоимости.
Впрочем, вряд ли правительство действительно повлияет на цены автомобилей, устанавливая среднюю стоимость. Если процедура останется такой же, как указано в новом документе, то подсчеты будут проводиться исключительно по данным уже осуществленных продаж. Кроме того, существует альтернатива. Продавец всегда может для уплаты налога пойти по схеме оценочной стоимости.
Кроме того, новые изменения предполагают снижение размера госпошлины при нотариальном заверении договоров по продаже автомобилей. С 1% от суммы договора до одного необлагаемого минимума – 17 гривен, если речь идет об отчуждении детям или родителям, а также с 5% до 5 необлагаемых минимумов – 85 гривен для всех остальных. Эффективность подобной инициативы вызывает сомнения. Подавляющее большинство нотариусов, удостоверяющих подобные сделки, являются частными нотариусами. Они определяют стоимость своих услуг по договоренности не ниже размера госпошлины, и дополнительно могут брать оплату за нотариальные услуги. Маловероятно, что кто-либо из частных нотариусов удостоверит сделку, например, за 17 грн. В государственных же нотариальных конторах, как правило, огромные очереди и загруженность и не всем желающим использовать свое право на дешевое нотариальное удостоверение захочется терять день, а то и несколько в очереди.