Разделы
Материалы

Деньги в отпуске

Отпуск нередко делает человека счастливее, чем прибавка к зарплате. Это давно поняли на Западе и начинают понимать у нас

Больше года понадобилось программисту Стасу, чтобы найти себе работу по специальности. Десятки резюме, два-три собеседования в день – все безрезультатно. И хотя он хороший специалист, статус украинского эмигранта в Германии, или, как было записано в документах, "конъюнктурного беженца", не добавлял работодателям энтузиазма. Наконец удача улыбнулась: Стас устроился программистом в компанию Continental.

Через пару месяцев шеф поинтересовался у Стаса, когда тот хотел бы пойти в отпуск. Поначалу Стас воспринял это как злую шутку или как проверку на вшивость. Поэтому ответил, что не планирует в этом году идти в отпуск, а хочет поработать, чтобы лучше войти в курс дел компании. Никакого обмана тут не было: после томительных месяцев вынужденного отдыха работать Стасу действительно хотелось. Удивленный немец переспросил еще раз, после чего заявил: "Ты не можешь не пойти в отпуск". На вопрос Стаса о причинах он ответил: "Если ты не пойдешь в отпуск, ты не отдохнешь. А если не отдохнешь – будешь плохо работать. А нам плохие работники не нужны".

Многие украинские работодатели удивились бы такому подходу. И это несмотря на то, что специалисты, от простого сотрудника рекрутингового агентства до именитых бизнес-гуру, не раз предупреждали: не в деньгах счастье. Ну, или не только в них. Ведь попадают же в десятку самых счастливых стран мира, составляемую британским Лестерским университетом, скромные Бутан и Вануату, а вовсе не богатые США или Германия.

"Если ты не отдохнешь – будешь плохо работать. А нам плохие работники не нужны"

Но украинцы тоже усваивают европейский опыт. Киевский коллега Стаса Володя преподает информационные технологии в вузе и попутно пишет программы на заказ. Как-то раз его попросила написать софт клиника нетрадиционной медицины. Она предлагала пациентам компьютерную диагностику не то биополей мозга, не то кармы с аурой. Как это работает, Володя представлял себе смутно: "Они тебе ставят диагноз, а дальше ты сам себя колбасишь". Тем не менее пациенты охотно платили немалые деньги за "лечение", а фирма, в свою очередь, не скупилась на вознаграждение Володе.

В конце концов клиника предложила ему перейти к ним на постоянную работу, предложив вдвое большую зарплату. И все бы ничего, да только в один прекрасный день народ собрался праздновать Троицу, а Володя, намеревавшийся интересно провести три законных выходных, должен был выступить от имени клиники на международной конференции. Он не просто отказался, а жутко разозлился на теперь уже бывших работодателей.

Особенно почитают выходные "синие воротнички". Имевшие дело со строительными бригадами знают, как сложно заставить их работать не только на Троицу, но даже на какой-нибудь День молодежи. А сельский водитель, с которым мой приятель пытался договориться о заброске туристов к старту маршрута, отказался, узнав, что в выходной день ему придется проснуться в пять утра. На щедрое финансовое предложение он ответил: "Что мне эти деньги?"

То, чего не поняли бизнесмены, осознали политики. Устроить недельные гуляния под Новый год и в начале мая куда проще, чем профинансировать очередные социальные программы. А счастья для электората от этого не меньше. Особенно оригинально отреагировал Кабмин на День Крещения Руси. "28 июля – день торжественный, но рабочий", – заявили в Минтруда. То есть на работу идешь, но на душе все равно праздник. А там, глядишь, и до Дня Независимости рукой подать.

Стас в этом году уже побывал в отпуске на Канарских островах. Для немцев это название – не синоним безудержной роскоши. Если брать билеты и заказывать отель за несколько месяцев, потратишь смешную сумму. А по-другому и не получится – отпуск Стас планировал еще в феврале. Ведь серьезная транснациональная корпорация не допустит, чтобы на нее работали не отдохнувшие сотрудники.