Разделы
Материалы

У нас очень богатая страна

Государство не управляет всем имуществом, которое ему принадлежит. И в ходе выполнения поручения премьера  провести собрания акционеров на предприятиях, где доля государства превышает 50% акций, станет понятно: да, такие компании есть.

Провести собрание и тем самым влиять на их деятельность государство, даже обладая контрольным пакетом, не может. Вот и обоснование, зачем нужно снизить порог кворума на собраниях до 50%.

Я не знаю, кто посчитал премьеру, что предприятий, о которых идет речь, 117. Да и не важно – 80 их или 150. Важен принцип. Такие объекты существуют, но часть из них не управляется государством, потому что нет системы управления: и закон об управлении гособъектами принят недавно, и ФГИ создал реестр госсобственности не так давно. Но это еще не система. Частью компаний реально управляют акционеры, которые имеют более 40% голосов, а частью – менеджмент, который к государству имеет минимальное отношение.

Сам факт проведения собраний будет означать, влияет ли государство на то или иное предприятие, или нет. Если собрание акционеров состоится, значит, предприятие подконтрольно государству, и оно при желании может поменять менеджмент.

Но если бы государство относилось к вопросам управления жестко, была бы другая ситуация. Какой же собственник так спокойно смотрел бы на то, что его предприятия год от года убыточны, и ничего не делал при этом? Не проводил реструктуризацию, не инвестировал, не продавал бы часть предприятия или не брал себе какого-то партнера, чтобы тот внес инвестиции и вдохнул жизнь в предприятие? Только государство может себе такое позволить. У нас очень богатая страна.

Я не думаю, что получение контроля над "Укрнафтой" – это единственная цель правительства. Конечно, контроль над ней входит в сферу интересов Кабмина, ведь компания необходима для реализации идеи вертикально-интегрированной нефтяной компании. Но это важно и для создания системы.