Украинцам нужно научиться ценить свое прошлое
Украинцам пора научиться ценить свое прошлое и дорожить историческими персонажами, в том числе противоречивыми
Мне крайне необходимо было попасть на могилу Махно в Париже — передать привет от дедушки, Трофима Никитовича. Когда моему деду замаячил полтинник, он решил заняться образованием и, уже преподавая историю, заочно окончил исторический факультет Симферопольского университета. Его дипломная работа была о Несторе Махно. Поэтому я с детства помню истории о знаменитом украинском анархисте. Например, о том, как на батюшке, крестившем Махно, загорелась ряса.
И вот повезло. В Париже выдался целый день, свободный от обязательной туристической культурной программы. Направился к Пер-Лашез. От многих друзей, бродивших по самому знаменитому кладбищу мира, слышал: мол, искали могилу, но не нашли. Странно, потому как в Википедии, на профильных сайтах и в каталоге Пер-Лашез указано точное место захоронения Махно — колумбарий, он же 87-й сектор, а там ячейка №6685 рядом с Айседорой Дункан. Признаться честно, меня порядком трусило. Такого сердцебиения не было ни рядом с Венерой, ни рядом с Джокондой. Спешил. Некоторые могилы проходил, даже не всматриваясь. Бальзак, Моррисон, Пиаф. Иду дальше. Мне нужен именно Махно, знаменитый украинский революционер, наследник запорожских казаков и кумир моего деда.
По некоторым данным, в 1934 году Махно похоронили по-людски, в земле, а уже потом по бедности переселили в колумбарий. Разные источники путаются и в надписях на памятнике — от "Советскому комиссару Нестору Махно", который якобы инициировала жена Галина, до "Человек, который не знал, за что боролся". В любом случае сейчас Нестор Иванович Махно лежит на втором этаже правого блока колумбария. Простенько, бедненько — потемневшая крышка ячейки обрисована характерными буквами, "А" взята в круг и… все. Скромно как для легендарного батьки, фамилию которого неоднократно брали себе в качестве клички самые рисковые бандиты и в честь которого французские студенты во время восстания 1968 года переименовывали корпуса Сорбонны.
Где-нибудь дальше Чопа про Махно обязательно сняли бы хороший фильм, не довольствуясь скромным российским сериалом
Сесть там негде, поэтому пришлось размышлять на ходу, короткими перебежками от Мольера к Саре Бернар. Тогда-то я и задумался о том, что Махно едва ли не идеальный образчик каши в украинской голове: стремление к абсолюту, свобода и равноправие, будто это сразу и навсегда гарантирует процветание. И, как обычно, в духе того времени — большой кровью и любой ценой.
Конечно, Махно кидало из стороны в сторону, от коммунистов к Петлюре, то к Москве, то от нее. Но далеко ли я ушел от председателя пионерской дружины? От наших политических реалий в голове растет какой-то Чужой, готовый подписаться под тезисом "для счастья всем добрым людям надо собраться и убить всех злых".
И совсем как Махно, мы мечемся по сплошной линии фронта — либертарианцы, жаждущие сильной руки, демократы, стремящиеся ограничить избирательное право, коммунисты, осеняющие себя крестом, и капиталисты, раздающие перед выборами детям тетрадки с ликом Сталина. Какая же каша в наших головах. Совсем как наши политические кумиры, мы считаем себя правыми либералами, путаясь в тезисах крайней левизны. Чего уж тогда ждать от младшего крестьянского сына, который хотел счастья для всех и воевал… со всеми.
И, честно говоря, стало обидно за Махно — лежит далеко, в узкой норе, ни цветов, ни салюта, ни венков ко дню рождения. В странах, дорожащих своими историческими персонажами, пусть даже и противоречивыми до невозможности, из Махно сделали бы звезду и символ борьбы за свободу. Вот только у нас объем пятой колонны зашкаливает и эту самую независимость клянут многие — от последних алкашей до первых лиц.
Где-нибудь дальше Чопа про Махно обязательно сняли бы хороший фильм, не довольствуясь скромным российским сериалом. Пригласили профессионала, чтобы лента не стала очередным проявлением поэтичного кино 70-х годов прошлого столетия. Но нам это не по силам. Дорогой украинский продукт невозможен без российского рынка, а значит, пришлось бы добавить балалайки, хохлов в стиле Вани Пасюка и многое переписывать, совсем как Гоголю во второй редакции "Тараса Бульбы". Кстати, совкультпром выпустил кучу фильмов — от "Красных дьяволят" до "Хождения по мукам", в которых старательно лепил из батьки банального бандита. Но усердия советского кино и литературы все равно пропали даром — мы выступали на фестивале имени Махно в Гуляйполе, и я видел, скольким людям интересен этот человек.
И было бы очень правильно перенести прах Нестора Ивановича домой. Такой яркий украинский исторический персонаж, как Махно, достоин большего, нежели половина квадратного метра французского колумбария, пусть даже и в двух метрах от самой Айседоры Дункан.
Фоззи, участник группы "Танок на майдані Конґо"