Разделы
Материалы

Выставка Пинзеля в Лувре стала мощным оружием украинской дипломатии

Как выставка украинского скульптора Иоанна Георга Пинзеля в Лувре оказалась мощным оружием дипломатии

Представьте, что вы в самом сердце Парижа, Лувре, поднимаетесь по лестнице Генриха IV в зал, где когда-то находилась часовня, в которой принимали присягу французские короли. Из окна виднеется знаменитая луврская пирамида, колесо обозрения на площади Согласия, Елисейские поля и Триумфальная арка. Стены в зале окрашены в бежевый, как и фасад 800-летнего музея, поэтому кажется, что их и нет. Именно в такой обстановке выставлены работы "украинского Микеланджело" — "Жертва Авраама", "Самсон, раздирающий пасть льва", "Распятие" и другие. А теперь представьте, что в соседних залах расположились поздний Рафаэль и античное искусство. Осознание всего этого пробирает до дрожи.

Пока внутри страны обсуждали отмену саммита Украина – ЕС, и думалось, что об Украине уже и слышать никто не хочет, — мы открывали мировой интеллигенции украинца Пинзеля

Тот факт, что 27 произведений мастера отправились в Лувр, теперь многие воспринимают как данность. Мол, подумаешь, выставка. А на самом деле это и кропотливая работа, и удачное стечение обстоятельств, и отличный урок презентации страны на международной арене.
Пять лет назад культуролог, главный редактор журнала "Ї" Тарас Возняк и его единомышленники решили "ударить искусством по бездорожью в международных отношениях". Причем высоким искусством, дав бой "шароварщине". Пинзель для этой цели был выбран неслучайно. Он — визитная карточка Галичины эпохи барокко. И хотя о мастере практически ничего не известно, его работы рассказывают многое. Удивительные скульптуры, которыми он украшал церкви в Западной Украине, отличают редчайшая экспрессия и выразительность. Весь свой гений художник сосредоточил на католической теме, большинство скульптур — ангелы, святые, Христос и Дева Мария.

Так началось настоящее движение под знаменем "Пинзель" — выставки, конференции, встречи. В это движение попал и французский друг Возняка из Бретани Ян Долл. Вот тут и начинаются чудеса. Оказалось, что Долл — член Ассоциации меценатов "Друзья Лувра", организации, помогающей музею проводить международные выставки и закупать произведения искусства. Вернувшись во Францию, Долл показывает фотографии работ Пинзеля сотрудникам луврского департамента скульптуры XVIII века. Дальше больше — группа ученых из Лувра во главе с Женевьев Бреск отправляется в путешествие по Западной Украине, чтобы лично побывать везде, где хранились работы Пинзеля. Их впечатлений оказалось достаточно: директору Лувра Анри Луаретту предложили организовать выставку. Тот согласился моментально. Такое же предложение получил и легендарный директор Львовской художественной галереи Борис Возницкий, который всю жизнь собирал скульптуры Пинзеля. Луаретт написал письмо тогда еще министру культуры Михаилу Кулиняку — очень личное, неформальное послание, благодаря чему завязалась взаимная переписка, и впервые украинский чиновник такого высокого уровня поддержал проект на всех этапах, взяв на себя большинство менеджерских функций.

По условиям договора с Лувром от Украины требовалось подготовить работы Пинзеля к транспортировке. Все сохранившиеся произведения — из дерева, и, когда реставраторы "вскрыли" отобранные скульптуры, выяснилось, что те заражены шашелем. Выставка могла оказаться на грани срыва. Но нашим специалистам во главе с директором Национального реставрационного центра Светланой Стрельниковой всего за три месяца удалось освободить скульптуры не только от опасного шашеля, но и от позднейших наслоений извести и краски. В Лувре работы Пинзеля появились в своем первозданном блеске, что и было отмечено французским куратором выставки Гилемом Шерфом. Украина выступила равноправным участником в этом проекте, и доказательством тому — предложение Анри Луаретта о долгосрочном сотрудничестве.

Культура — отличный дипломат. Пока внутри страны обсуждали отмену саммита Украина – ЕС, и думалось, что об Украине уже и слышать никто не хочет, — мы открывали мировой интеллигенции украинца Пинзеля. Казалось бы, почему Украине, с ее потрясающим потенциалом, не акцентировать на культурной дипломатии. Почему мы все еще презентуем страну через шаровары, фольклор и этнографию, в то время как культурный уровень любой цивилизованной страны определяется качеством ее академического искусства и академической науки? Пинзель — это академическое искусство. Это национальный музейный фонд и совсем другой уровень двустороннего сотрудничества — с диалогом равных. Это встреча двух цивилизаций, где первую скрипку играют взаимоуважение и неподдельный интерес. Это высокое искусство, способное изменить имидж целой страны всего за три месяца.

Оксана Мельничук, координатор выставки "Иоанн Георг Пинзель. Скульптор барокко в Украине XVIII ст."