В Украине лишь посмеиваются над искусством
Современному искусству так и не удалось обосноваться в Украине, пишет на Фокус.ua арт-критик Виктория Бурлака
Представители современного искусства страдают от комплекса неполноценности. Гордое понятие "художник-пророк" и чувство собственного превосходства над толпой уже в прошлом. Эти люди не лечат, не учат и не занимаются никакой другой полезной в общепринятом понимании деятельностью. Мнение о том, что в нашей стране без культурных запросов покупают искусство – всего лишь миф. Более того, художники живут в режиме постоянной траты: времени и денег ради того, чтобы заниматься любимым делом. Такой профессии здесь-и-сейчас не существует. Есть, конечно, молодые люди, которые обеспечили себе "грантовое" существование, постоянно находясь за рубежом. Но, по большому счету, быть художником сегодня – очень дорого. Эти люди, к тому же, мучимы избыточной социальной совестливостью – им кажется, что окружающие их не понимают и не принимают, считая "социальными отбросами". Почему? Да потому, что причин почувствовать свою "ненужность" больше, чем может показаться на первый взгляд.
У нас продолжают говорить о современном искусстве, посмеиваясь, и никто даже не надеется, что оно сможет обрести здесь давно заслуженный, ощутимый статус
Во-первых, современному искусству так и не удалось обосноваться в Украине. Хотя на это ушло более двадцати лет. У нас в стране contemporary art существует "на птичьих правах", как призрак, который вроде и есть, но не считается нужным. Это "вражеский" агент глобализации, а культурная политика Украины архаична до смешного – зачем ей это бунтарское, инновационное мышление?
У нас продолжают говорить о современном искусстве, посмеиваясь, и никто даже не надеется, что оно сможет обрести здесь давно заслуженный, ощутимый статус. В редких случаях удается "выбить" поддержку из госбюджета на престижные масштабные выставки, такие как прошлогодняя Арсенале-2012, организованная "Мыстецьким Арсеналом". Впрочем, для бюрократов это всего лишь пускание пыли в глаза, пресловутый wow-фактор. Киевская биеннале, несмотря на явные организационные "ляпы" (к примеру, на открытии еще не были инсталлированы все работы), прошла в помпезном формате, якобы подтверждающем, что у нас все отлично. На самом деле, эта дутая помпезность и громадные бюджеты, выделенные для того, чтобы привезти азиатских и прочих модных звезд арт-сцены никак не меняют печальное "безденежное" состояние дел в украинском искусстве, при этом работают на пиар организаторов события. Масштабные частные инициативы, вроде PinchukArtCentre, тоже влияют преимущественно на пиар собственных владельцев. Виктор Пинчук, который попадает далеко не на последние места в рейтингах самых престижных деятелей арт-мира, не мелочится, привозя сюда мега-имена. Например, последняя выставка "выморочной" живописи Дэмиэна Херста. Живопись худшего качества вообразить сложно, зато какое громкое имя – куда до него нашим Савадовым, Цаголовым, Маковым, которые ютятся в специальном "украинском гетто". Под отечественное искусство в PinchukArtCentre отведена маленькая экспозиционная комнатка на периферии, project-room – вот вам процентное соотношение глобального и локального интересов. Развитие художественной среды, системную поддержку проектной деятельности инициирует фонд Рината Ахметова "Развитие Украины" – это единственное место, куда еще можно обратиться за финансированием независимых арт-проектов. Но этого крайне мало, поскольку конкуренция чрезвычайно высока.
Про украинский арт-рынок часто пишут в приподнято-оптимистичном тоне, в то время как галереи закрываются, а аукционы сворачивают продажи. Развенчан еще один миф, дескать, современное искусство востребовано. Топ-менеджеры и "белые воротнички" в результате финансового кризиса перестали покупать предметы искусства, хотя, только они его по-настоящему и понимали. А среди богатых людей, по-прежнему с головой погруженных в консюмеризм, спрос и внутренний резонанс с этим странным современным искусством так и не сформировался – коллекционеров единицы. Люди еще не насытились материальным. Ведь что такое современное искусство – это бунт против всех, дарящий ощущение внутренней свободы, в который, кстати, любят поиграть капиталисты с традициями. Это, как говорят психоаналитики, жест "вторичной идентификации" – ты символически отрекаешься от интересов капитала, своего социального страта в пользу собственного "Я". Современное искусство дарит то ощущение свободы, которого не дают никакие деньги.