Украине помогут только деньги МВФ
Экономическая стабильность Украины не впечатлит инвесторов, пока МВФ не поставит на наших долгах знак качества
Никто не может с уверенностью сказать, что ждет украинскую экономику за ближайшим поворотом. Хотя в прогнозах недостатка нет: и Goldman Sachs, и Standard&Poor"s, и Мировой банк, и другие авторитетные институции уже успели высказаться насчет перспектив украинской экономики в 2013 году. Во многом прогнозы неутешительны. Но однозначные выводы делать все же сложно. Как метко подметил Орит Гадьеш, председатель Bain&Company, неуверенность в завтрашнем дне — это основная характеристика нашей бизнес-эпохи.
Наши лидеры напоминают ребенка в машинке супермаркета, который с усердием крутит руль и говорит "бр-р-р", а машинкой тем временем управляют взрослые
В последнее время мы живем под знаком неопределенности и непредсказуемости. Но если посмотреть на сложившуюся ситуацию, то возникает устойчивое ощущение дежавю. Фактически все ключевые макроэкономические параметры показывают, что реальный кризис уже давно шагает по стране. Сокращение производства на 7,6% в декабре впечатлило даже пессимистов. Нет ни одного авторитетного ведомства, которое не прогнозировало бы девальвацию гривны.
Но как снаряд два раза не попадает в одну воронку, так, похоже, и кризисные явления не повторяются со стопроцентной точностью. При всех внешних признаках кризиса украинская экономика пока сумела избежать системного шока. Здесь, наверное, можно было бы вставить благодарственное слово нашим руководителям, но не стоит. Потому что в макроэкономической политике наши кормчие напоминают ребенка в машинке супермаркета, который с усердием крутит руль и говорит "бр-р-р", а машинкой тем временем управляют совсем другие силы.
Так на чем же держится наша хрупкая стабильность на фоне, казалось бы, не радужных показателей экономики? Что поддерживает в ней огонек жизни?
Первая причина, которая отличает нынешнее положение от произошедшего в 2008 году, — отсутствие перегрева экономики. Спекулятивного капитала в стране мало, да и тот весь в государственных облигациях. Население и бизнес обходятся без кредитов. А "иностранные" инвестиции приходят в основном из офшоров. В стране нет капиталов, которые можно было бы мгновенно вывезти и тем самым загнать экономический рост Украины в двузначный минус.
Вторая причина удержания на плаву — монетарная политика почти всех ключевых центральных банков мира. В 2008-м одной из причин глобального обвала был кризис ликвидности — осенью того года никто никому не верил и никто никому не одалживал. Поэтому не хватало средств на рефинансирование старых долгов. Результаты мы помним. Осенью 2012-го, на фоне третьего раунда политики количественного смягчения, в рамках которого включился печатный станок, помогающий США преодолевать кризис ликвидности, инвесторы были уже не столь пугливы. Они решили, что и Украине можно доверять, потому как договоренность с МВФ не за горами. Они давали правительству взаймы, чем и продлили нашу "стабильность".
Но насколько надежно эти факторы "стабильности" нас защищают? Насколько велик наш шанс пройти по тонкому льду и добраться до надежного берега?
И вот здесь, как ни странно, мы имеем дело с тем редким случаем, когда почти все зависит от нашего "серьезного ребенка" за рулем игрушечной машинки — от того, насколько успешно правительство сможет договориться с МВФ. Конечно, есть и другие факторы. Да, американцы печатают доллары, да, инвесторы хотели бы заработать на украинских облигациях, да, еще есть небольшой запас прочности в виде валютных резервов. Но все это не будет иметь для Украины никакого значения, если наш основной кредитор — Международный валютный фонд — не поставит на наших долгах знак качества. Для этого нашему "серьезному ребенку" нужно будет кушать противную кашу (повышать тарифы) и ложиться рано спать (девальвировать гривну). И самое неприятное — нести полную ответственность за свои проступки перед родителями, то есть перед своими избирателями.
Дмитрий Боярчук, директор CASE-Украина