Разделы
Материалы

Изысканное потребление

В Украине наступает эпоха качества. Удержать клиента становится гораздо сложнее, чем завоевать его

Конец ХХ и начало ХХI веков можно назвать эпохой "растерянности потребителя". Ведь человечество стало производить намного больше продукта, чем само же может поглотить. Поэтому сейчас наступает следующий виток развития нового времени – эпоха качественного продукта. И немаловажно то, что это новое время наступает и в Украине.

Наиболее ярким показателем эпохи качества служат отрасли дорогого продукта. В первую очередь это автомобильный рынок и рынок техники, которые ярче других отражают психологию поведения нашего потребителя в момент выбора, как и куда лучше вложить свои финансы.

Когда я проходила курсы вождения, то училась на автомобиле марки "Жигули". В те времена даже такая машина казалась волшебством: свобода передвижения, независимость и престиж были мечтой каждого. Но первым моим личным автомобилем стала Mazda 323 – предшественница нынешней Mazda3. И я ощутила разницу между "советской мечтой" и японской иномаркой. Почувствовала, что такое просто автомобиль и что такое "автомобиль для себя", как будто предугадывающий все мои запросы.

"Рынок насытился доступным товаром, который явно терял в качестве, долговечности и безопасности"

Но если в первой половине 90-х Mazda 323 воспринималась как роскошь, то уже спустя 3–4 года я стала задумываться о более серьезных вопросах удобства. Например, я уже отдавала предпочтение климат-контролю, нежели кондиционеру, а количество подушек безопасности для меня как для матери двух детей стало принципиальным вопросом.

Все мы помним добрую старую истину: мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. И с течением времени эта мысль все глубже проникает в умы представителей разных социальных прослоек украинского народа. Утверждаю это с полной ответственностью и практической базой за спиной.

18 лет назад, в период открытия украинского рынка, покупка автомобиля или компьютера была символом достатка, высокой обеспеченности и влиятельности человека. Следующим этапом стал период доступности товаров, бум спроса. Тогда автомобиль стал просто средством реализации задач, а компьютер – нормой любого предприятия или офиса.

Но рынок насытился доступным товаром, который явно терял в качестве, долговечности и безопасности. Огромный спрос, по всем законам жизни рынка, всегда служит основой для прихода дешевых товаров с одновременным ухудшением их качества.

И сейчас мы видим абсолютно новую тенденцию: украинцы семимильными шагами идут к мировым стандартам. Доминирующую роль для нас начинает играть не стоимость автомобиля или компьютера, а его качество, адекватность нашим требованиям и ожиданиям, уровень которых, в свою очередь, все время повышается.

Приходя в магазин или салон, в обмен на свои деньги мы покупаем не только товар, но и гарантию его качества. Официальное происхождение товара, наличие качественного сервиса обретают все больший вес в глазах потребителя. Ведь экономика должна быть экономной, цена – оправданной, а покупка должна доставлять радость и экономить время.

Как это ни парадоксально, но новое отношение украинцев к товарам, которые они потребляют, свидетельствует о новой тенденции – переоценке ценностей нашей жизни, о качественном развитии государства. Конечно, не весь путь пройден, и в этом есть свой позитивный момент – мы совершенствуемся сами, повышаем наши требования к качеству жизни, а значит, стимулируем производителя улучшать качество, дизайн и функцио-нальность производимого товара.

Более того, повышая свои требования, мы декларируем представителям власти, что, как написано в Конституции, "единственным источником власти в Украине является народ". А продавцу напоминаем, что выбор-то за нами, за потребителями. И что удержать клиента намного сложнее, чем завоевать его.